Дипломная работа: Тестовые задания как средство формирования навыков орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка
Студент - дипломник
Н.А. Веревкина
Научный руководитель
ст.преподаватель М.М.Козлова
Абакан 2009г.
Введение
Формирование орфографически-грамотного письма – одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, учить младших школьников правописанию очень непросто. Эта проблема остается нерешенной до сих пор в силу разных причин, обозначенных в исследованиях методистов, психологов и педагогов, а также в научно-методических публикациях учителей-практиков.
Таковыми причинами являются трудности самой орфографии, разрозненность изучаемых орфографических правил, отсутствие мотивации к орфографической деятельности, невнимание учащихся к слову, к родной речи, а также ограниченность словарного запаса и отсутствие у них интереса к чтению. Связано это и с тем, что дети, погружаясь в море орфографических правил, не могут уловить логики правописания и воспринимают орфографию как набор разрозненных, не связанных между собой «нужно» и «нельзя».
Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3 - 4 классах.
Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей. В старших классах грамотность учащихся определенно снизилась (хотя в начальных классах осталась на прежнем уровне, но в течение последних двух десятилетий не повысилась).
Поэтому ученые (психологи, методисты), учителя ищут причины такого явления (низкой орфографической грамотности), чтобы принять действенные меры по улучшению положения в этой составной части обучения. Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографического самоконтроля, т.е. неумение «видеть» орфограммы.
Методика обучения орфографии не совершенна: в ней не предусмотрено специальное обучение, направленное на развитие орфографического самоконтроля.
Изучением проблемы формирования учебной деятельности и, в частности, действия самоконтроля занимались Д.Б. Эльконин. В.В. Давыдов, П.Я Гальперин, АК. Маркова, ВС. Гончаров, ТВ. Габай, Н.Ф. Талызина, В.В. Репкин, А.Б. Воронцов, Н.И. Кувшинов, Г.Я. Мор, К.В. Тухман, Т.В. Корешова, А.В. Захарова и другие. В их работах рассмотрена сущность понятия “учебная деятельность” и её структура, понятие “самоконтроль”, а также особенности формирования действия самоконтроля у учащихся начальных классов.
Проблема формирования орфографического самоконтроля младших школьников в процессе решения тестовых заданий на уроках русского языка сложная, новая и малоизученная.
В связи с этим мы сформулировали тему нашего исследования: «Тестовые задания как средство формирования навыков орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка».
Цель нашего исследования — изучить возможности тестовых заданий в формировании навыков орфографического самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка.
Объект исследования — процесс формирование навыков орфографического самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования — формирование навыков орфографического самоконтроля у младших школьников в процессе решения тестовых заданий на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: решение тестовых заданий на уроках русского языка будет способствовать формированию орфографического самоконтроля у младших школьников, если учителя начальных классов:
— диагностируют уровень орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка;
— применяют методические приемы способствующие формированию навыков орфографического самоконтроля у младших школьников; орфографические задачи, работа над ошибками; карточки с орфографическими заданиями;
— используют различные тестовые задания.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме формирования навыков орфографического самоконтроля у младших школьников;
2. Определить виды тестовых заданий, направленных на формирование орфографического самоконтроля у младших школьников;
3. Дать анализ учебно-методического комплекса по русскому языку (автор С.В. Иванов) образовательной системы «Начальная школа XXI века» в плане исследуемой проблемы;
4. Предложить систему тестовых заданий и упражнений, способствующих формированию орфографического самоконтроля у младших школьников и проверить их эффективность в ходе опытно-экспериментальной работы в школе.
Методологические основы исследования:
• концептуальные положения В.В.Давыдова, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконина по вопросу формирования навыков самоконтроля у младших школьников средствами учебной деятельности;
• теоретические основы дидактической системы «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградовой;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--