Дипломная работа: Традиции готического романа в творчестве Агаты Кристи
Содержание.
Введение …………………………………………………………………..…3
Глава 1. Готический роман в историческом аспекте…..……………….…7
1.1 Готический стиль. Истоки. …………………………………….….. .7
1.2 Канон готического романа.……………………………………….... 10
1.3 Пространственная доминанта в готическом романе ……………. 13
1.4 Модификации готических элементов…………………………..…. 18
Глава 2. Детективный жанр в историческом аспекте ………………...…..21
2.1 Определение детектива как жанра..………………………..…….….21
2.2 Правила детективного жанра……….……………………………… 24
2.3 Разновидности детективного жанра……………………………..… 26
2.4 Трансформация детективного жанра…………………………...…. 30
2.5 Особенности поэтики детектива…………………..………………. 31
Глава 3. Художественное своеобразие творчества Агаты Кристи………34
3.1 Диапазон творчества Агаты Кристи……………………………...…34
3.2 Жанровые особенности творчества Агаты Кристи………………...35
3.3 Элементы готического романа в творчестве Агаты Кристи…….. ..37
Заключение…………………………………………………………………...45
Список использованной литературы……..…………………………………47
Введение.
Объект исследования данной дипломной работы: романы Агаты Кристи «Кривой домишко», «10 негритят».
Предмет изучения: традиции готического романа в классическом английском детективе (Агата Кристи).
Изучение детективного жанра в последнее время становится весьма актуальным. Во многом это связано с тем, что детектив как жанр недостаточно исследован – об этом свидетельствует небольшое количество написанных по данной теме критических работ. Отечественная традиция изучения зарубежного детектива находится на стадии становления. Из известных нам авторов, внесших существенный вклад в развитие данной темы, можем указать Г.А. Анджапаридзе[1] , С.П. Бавина[2] , В. Мясникова[3] , С. Кириллову[4] . Также работали над исследованием детективного жанра А. Адамов, А. Вулис. Работы этих авторов носят обзорный характер. Подобное объясняется тем, что многие не считают детективный жанр серьезной литературой: к нему относятся с некоторым пренебрежением, причисляют его к литературе массовой и не считают достойной исследования. Видимо поэтому в России нет ни традиции, ни школы критического анализа детектива. Однако, на наш взгляд, низовая, массовая литература тоже достойна изучения. Эту мысль высказывал в свое время и Янош Ханкиш. «Все больше и больше любви нынешних читателей выпадает на долю литературы, которая вроде бы находится «вне закона» и одной ногой увязла в макулатуре. Критика, провозглашающая монопольное господство высокого художественного стиля, не занимается «низкими жанрами», а ведь изучение «популярной литературы» сулит много литературоведческих, культурно-исторических и психологических находок. История литературы не может быть историей только писателей: отчасти ей следует быть и историей читателей»[5] .
Между тем, читательский интерес к детективной литературе поражает своей стабильностью: жанр, родоначальником которого был еще Эдгар По, - один из самых распространенных и читаемых в современном обществе. Но, как справедливо замечает венгерский исследователь детективного жанра Т. Кестхейи, «популярность жанра не может его компрометировать, так же как не может быть признаком совершенства» [6] . Массовый интерес к детективу – не столько литературный феномен, сколько социальный и культурный. А потому заслуживает внимания и изучения. Согласимся и с утверждением Г.А. Арджапанидзе: «Лично я убежден в том, что детектив полноправный, а главное, жизнестойкий литературный жанр. Но люди, читающие исключительно детективы, признаться, вызывают у меня сочувствие, смешанное с жалостью, - уж слишком они обедняют себя, проходя мимо неистощимого богатства книжной культуры, накопленного человечеством за его многовековую историю» [7] . Беллетристика как срединная сфера литературного творчества тесно соприкасается как с «верхом», так и с «низом» литературы.
Агата Кристи известна в истории мировой литературы как автор, прежде всего, детективных историй. Недостаточная исследованность ее творчества объясняется теми же причинами, что и невнимание к детективу вообще. Кроме того, первые встречи с «королевой детектива» у российского читателя состоялись в конце 1960-х гг. Это были журнальные варианты, книги же начали выходить большим тиражом только в 1990-е гг.: переводы оставляли желать лучшего, издания печатались в основном без предисловий и комментариев. В настоящее время ситуация немного изменилась: стали появляться отдельные публикации, часто биографического характера. Хотя, надо отметить, что в малочисленных, но все-таки встречающихся исследовательских работах по детективному жанру, приключенческой и массовой литературе вообще, часто ссылаются на произведения Агаты Кристи. Нам еще предстоит открытие Агаты Кристи в более качественных переводах и в более серьезных критических работах, посвященных ее творчеству – произведениям детективного жанра.
С позиции современной литературы, важнейший источник сегодняшних детективов и ужасов - готическая литература, один из первых и наиболее успешных массовых жанров. В целом история готического романа чрезвычайно показательна. Ее основные этапы хорошо известны: возникновение жанра и появление классических образцов, усвоение классики системами разных культур, последующие размен и тиражирование, «сопровождающиеся ехидством критиков, снобистским презрением интеллектуалов и долгим успехом у широкой публики» [8] .
Существует мнение, весьма распространенное среди литературоведов, что «литература ужасов» становится особенно популярна в переломные времена.
Не будет преувеличением сказать, что детектив, будучи каноническим жанром, в то же время самый динамичный и самый изменчивый жанр.
Целью данной работы является выявление традиций готического романа в детективе ХХ века, основанное на анализе произведений популярной английской писательницы Агаты Кристи – яркой представительницы детективного жанра.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--