Дипломная работа: Трудовое воспитание старших дошкольников с нарушениями интеллекта

Введение

1 Проблема трудового воспитания в общей и специальной дошкольной педагогике

1.1 Значение трудового воспитания в развитии ребенка дошкольного возраста

1.2 Трудовое воспитание нормально развивающихся детей дошкольного возраста

1.3 Трудовое воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта

2 Трудовое воспитание детей с нарушениями интеллекта в специальных дошкольных учреждениях

2.1 Изучение трудовой деятельности старших дошкольников с нарушениями интеллекта

2.2 Методологические основы трудового воспитания старших дошкольников в специальных дошкольных учреждениях

2.3 Содержание и методика занятий по трудовому обучению в специальных дошкольных учреждениях

2.4 Результаты обучающего эксперимента и выводы

Заключение


Введение

Успешное формирование личности может осуществляться только на основе разумно организованного соединения воспитательной работы с практической трудовой деятельностью. Представители педагогической мысли (Ушинский К.Д., Макаренко А.С. и др.) видели в труде большую преобразующую силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие как общества в целом, так и каждого человека в отдельности.

Подготовка к труду, являясь одним из важнейших аспектов социальной адаптации и комплексной реабилитации детей с интеллектуальным недоразвитием, направлена на достижение ощущения социального комфорта и равноправия в обществе; она обеспечивает наиболее полную интеграцию лиц с недоразвитием интеллекта в общество, способствует улучшению их морально–психологического состояния и предоставляет им возможность наряду со всеми членами общества жить полноценной активной жизнью.

В работах Л.П. Носковой, О.П. Гаврилушкиной, Н.Д. Соколовой, А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой и других авторов, исследовавших вопросы трудового воспитания детей с недоразвитием интеллекта, отмечается, что педагогически правильно организованное трудовое обучение и воспитание является эффективным средством коррекции недостатков развития умственной деятельности старших дошкольников.

У подавляющего большинства умственно отсталых дошкольников могут быть сформированы автоматизированные навыки выполнения несложных трудовых операций. Однако процесс формирования навыков протекает медленно. Отсюда вытекает необходимость значительного увеличения приемов и методов, применяемых в трудовом обучении детей с недоразвитием интеллекта. Таким образом, проблему возможностей успешного формирования трудовых умений и навыков у детей с недоразвитием интеллекта можно считать малоразработанной. А между тем известно, что одна из центральных задач специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений - подготовка дошкольников к обучению в школе, к участию в посильном труде. Следовательно, система педагогической коррекции в процессе алгоритмизации трудовой деятельности у дошкольников с недоразвитием интеллекта способствует успешному формированию трудовых умений и навыков у детей этой категории.

Исходя из вышеизложенного, целью исследования является изучение системы трудового воспитания старших дошкольников с нарушениями интеллекта и предложение мер по ее совершенствованию.

Изложенная цель предопределяет необходимость решения следующих задач:

- охарактеризовать роль трудового воспитания в развитии ребенка дошкольного возраста;

- рассмотреть систему трудового воспитания нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии дошкольного возраста;

- проанализировать особенности и уровень сформированности трудовых умений и навыков у старших дошкольников с нарушениями интеллекта;

- выявить направления совершенствования методики проведения занятий по ручному труду в специальных детских садах.

Объект исследования - трудовое воспитание старших дошкольников с нарушениями интеллекта.

Предмет исследования – методика проведения занятий по ручному труду в специальном детском саду.

Информационную основу работы составила специальная литература по исследуемой проблеме отечественных и зарубежных авторов, публикации педагогической тематики.

Методы исследования: анализ литературы, наблюдение за трудовой деятельностью детей, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, количественный и качественный анализ результатов исследования.

Исходя из знания особенностей развития дошкольника с нарушениями интеллекта и первичного анализа методики проведения занятий по ручному труду в общих и специальных дошкольных учреждениях, была сформулирована гипотеза исследования. Включение в занятия по ручному труду системы специальных заданий и упражнений, способствующих развитию усидчивости, внимательности; заданий, направленных на развитие мелкой моторики, глазомера, будут способствовать развитию положительных качеств личности воспитанников и корректировать умственное развитие детей.

Организация исследования: экспериментальной базой служил детский сад №523 г.Москвы, в эксперименте участвовали 15 детей дошкольного возраста с диагнозом "олигофрения в стадии дебилизма".

Структура и объем работы: диплом состоит и введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, включающего в себя 62 источника; содержит 99 страниц машинописного текста, 1 таблицу, 11 рисунков.


1 Проблема трудового воспитания в общей и специальной дошкольной педагогике

1.1 Значение трудового воспитания в развитии ребенка дошкольного возраста

Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие старших дошкольников в труде является действенным фактором взросления, морального и интеллектуального формирования личности, ее физического развития. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба детей, трудовые умения и закалка потребуются им в любой сфере деятельности. Вот почему трудовой элемент в воспитании с давних времен выступает как весьма существенная педагогическая тенденция.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 217
Бесплатно скачать Дипломная работа: Трудовое воспитание старших дошкольников с нарушениями интеллекта