Дипломная работа: Ценностное содержание туризма в представлениях российской студенческой молодежи
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения туризма как социокультурного явления
1.1 Ценностное содержание туризма
1.2 Социокультурные функции туризма в современном обществе
1.3 Социокультурный аспект институционализации туризма
Глава 2. Роль туризма в жизни студенческой молодежи
2.1 Ценностные предпочтения молодёжи в сфере туризма
2.2 Туристские потребности и экспектации молодёжи
Выводы и рекомендации
Библиографический список
Введение
Обращение к теме исследования обусловлено проблемами формирования ценностной системы современной молодёжи, на протяжении последних десятилетий находящейся в состоянии перманентной трансформации. В сложившихся условиях особую актуальность приобретает проблема использования для формирования ценностей молодого поколения всех доступных средств. На мой взгляд, в качестве одного из средств формирования у молодёжи ценностей адекватных современному обществу может выступить туризм, который является многомерным и важным явлением современного мира, быстро развивающимся и влияющим на все стороны жизнедеятельности человека. В Гаагской декларации написано, что «соответствующий досуг является общественной необходимостью, однако он может стать и обузой, если не будет правильно использоваться; из многих возможностей проведения свободного времени ни одна (единственным возможным исключением является телевидение) не приобрела такого значения, как туризм», «туризм «представляет собой вид деятельности, имеющий важнейшее значение для жизни людей и современных обществ, превратившись в важную форму использования свободного времени отдельных лиц и основное средство межличностных связей и политических, экономических и культурных контактов, ставших необходимыми в результате интернационализации всех секторов жизни наций» [54, с. 205, 229].
В современной России явление туризма рассматривается в основном как экономическая категория. Большинство федеральных программ направлено в русло стимулирования экономической составляющей туризма.
Такой подход существенно отличается от понимания функций туризма в Советском Союзе. В работе А.Х.Абукова «Туризм сегодня и завтра: туристско-экскурсионная работа профсоюзов» (1978 г.) пишет, что «в нашем представлении туризм не только активная форма отдыха, но и эффективное средство познания, повышения идейно-политического, культурного уровня трудящихся». Он отмечает важность этого обстоятельства, способствующего выдвижению туризма на первое место из наиболее массовых и эффективных методов организации отдыха, влияющих на физическое и духовное развитие человека. «Новые знания, богатые впечатления, которые дают туризм и экскурсии, существенно влияют на формирование взглядов, образа мышления, характера, интересов людей» [1, с. 8]. Как мы видим, в советский период развития туризма на первом плане было использование его социокультурных качеств. Эта особенность утрачена в современной России, что обусловливает необходимость восстановления данных характеристик туристской сферы.
Кроме отмеченных выше факторов, актуальным социологическое исследование ценностного содержания туризма делает и то, что в настоящее время при формировании туристского продукта уделяется внимание проведению исключительно маркетинговых исследований, в основном направленных на выявления сегментов туристского рынка. Однако для использования социокультурного потенциала туризма необходимо выявление ценностных предпочтений, экспектаций и потребностей общества.
Особую актуальность проблема ценностного содержания туризма приобретает в среде студенческой молодёжи, которая является наиболее активной, мобильной, открытой инновациям категорий общества.
Для проведения исследования нам необходимо определиться, какое содержание мы вкладываем в понятие «туризм». Понятие «туризм» происходит от лат. tornus – движение по кругу; вертеть вращать.
Я считаю целесообразым для целей своего исследования использовать определение понятия «туризм», данное в Манильской декларации по мировому туризму. Согласно этому документу туризм – это деятельность, имеющая важное значение в жизни народов, вследствие того, что она непосредственно воздействует на социальную, культурную, образовательную и экономическую область жизни государств и на их международные отношения [54, с. 187].
В словаре-справочнике «Туризм, гостеприимство, сервис» указывается, что базовым считается определение туризма, принятое Статистической комиссией ООН в 1993 г., согласно которому туризмом считается деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями [54, с. 187].
В Российской Федерации определение туризма дано в федеральном законе «Об основах туристской деятельности» от 24 ноября 1996 г. В данном случае туризм – это «временные выезды граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания» [83].
Понятие «туризм» появилось ещё в XІX в., но предметом научного исследования туризм становится во второй половине XX в. В 70-е гг. XX в. отмечается наивысший интерес к туризму как к предмету научного познания. Вместе с этим наибольшей конкретизации проблемы туризма достигают в работах западных исследователей последних десятилетий. Исследования Ф. Котлера, Дж. Боуэна, Дж. Мейкенза посвящены в основном предпринимательству в туризме [39].
В исследованиях Дж. Уокера поднимались проблемы социального и культурного влияния туризма, а также проблемы культуры обслуживания и корпоративной культуры.
Среди западных исследователей выделяется группа учёных, которые анализировали взаимосвязь туризма и культуры, отмечая положительные и отрицательные стороны такого взаимодействия. Это взаимодействие в своих работах рассматривали Р. Мэлкин, Д. Урри, М. Робинсон, Э. Отчёт, С. Гуттман, Г. Маршан [23, 24, 52, с. 20-21; 60, с. 14-15; 64, с. 43; 68, с. 12-13;].
В связи со значительным развитием туризма в настоящий момент в российской историографии активизируются исследования этой области. В этих исследованиях наиболее глубоко изучался экономический аспект. Социально-культурной проблематике уделялось недостаточно внимания.
В работах известных российских учёных – А. Арнольдова, М. Ариарского, Т. Киселёвой, Э. Соколова, Ю. Стрельцова, А. Якимовича [4, с. 9–18; 3, 37, с. 19-20; 73, 77, с. 76–86;] представлены теоретические подходы к изучению туризма как социально-культурного явления.
Сфера туризма подвергается анализу в диссертационных исследованиях самых разных направлений. Согласно исследованию П.Н. Мирошниченко «Основные направления диссертационных исследований сферы туризма», наиболее часто сфера туризма подвергается изучению в экономическом (59,7 %) и педагогическом направлении (24,2 %). Остальные аспекты туризма представлены в меньшей степени. Согласно исследованию П.Н. Мирошниченко, социологический аспект для анализа сферы туризма представлен в диссертационных исследованиях явно недостаточно – всего 2,6% от общего количества диссертаций по исследованию сферы туриз- ма [62, С. 124].
Можно выделить пять аспектов изучения туризма через призму социологической науки.
Так, в диссертационных исследованиях следует отметить изучение сферы туризма через социально-экономический аспект (Н.И. Гуденко, Р.К. Яфаров, И.Н. Филатова, А.М. Кивал [21, 36, 86, 95]). В данном аспекте были изучены проблемы туризма как социально-экономического фактора становления рыночной экономики современной России, развития туризма на основе личностного фактора и его экономического обеспечения, эффективного использования туризмом возможностей региона.
Социальной (институциональной) роли сферы туризма уделялось внимание в работах А.М. Ахмешина, К.А. Евдокимова, О.В Лешковой, М.С. Отнюкова. При изучении институциональной роли туризма рассматривались проблемы: институционализации туризма и его влияния на социальные процессы в обществе (К.А. Евдокимов); разработки новых средств социальной реабилитации, ориентированных на расширение жизненного пространства лиц с ограниченными жизненными возможностями (А.М. Ахмешин); исследования туристской деятельности в качестве индикатора изменения стратификационной структуры общества (О.В. Лешкова); механизмов и способов социального конструирования туристских достопримечательностей (М.С. Отнюкова) [7, 27, 48, 63].
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--