Дипломная работа: Учебное комментирование повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Кыргызско-Российский Славянский университет
Гуманитарный факультет
Кафедра истории и теории литературы
Дипломная работа
УЧЕБНОЕ КОММЕНТИРОВАНИЕ ПОВЕСТИ А.С. ПУШКИНА
«КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
БИШКЕК 2006
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1 Учебное комментирование как проблема методическая
1.1 Место и роль комментирования в школьном преподавании литературы
1.2 Комментированное чтение как традиционный приём работы на уроках литературы
1.3 Комментирование в условиях школы с нерусским языком обучения
Глава 2 Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном преподавании
Глава 3 Система учебного комментирования повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
3.1 Изучение повести с использованием метода комментированного чтения
3.2 Инновационные приёмы учебного комментирования повести «Капитанская дочка»
3.3 Результаты эксперимента
Заключение
Библиографический список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Обращение к исследованию проблемы учебного комментирования повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в общеобразовательной школе обусловлено тем, что это имеет основополагающее значение для эффективной организации учебного освоения художественного произведения в целом и данного произведения в частности.
Учебное комментирование позволяет углубить восприятие художественного текста, способствует созданию историко-культурной и личностной ситуации прочтения произведения.
В последние десятилетия в дидактике появились новые приемы комментирования, которые пока не используются в практике преподавания литературы как учебного предмета. Требует внимательного рассмотрения опыт составления учебного комментария к произведениям художественной классики в школе с нерусским языком обучения.
Таким образом, актуальность темы обусловлена, во-первых, возросшим интересом к изучению литературных произведений в школе с использованием учебного комментирования. Во-вторых, необходимостью обобщения взглядов на учебное комментирование, на возможность расширения контекста восприятия художественного произведения.
Предметом исследования является система методических приёмов, наиболее эффективно реализующих расширение контекста восприятия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
В своём исследовании мы руководствовались следующей гипотезой: систематическое и целенаправленное использование различных приёмов учебного комментирования в работе над текстом А.С. Пушкина «Капитанская дочка» учащимися восьмого класса общеобразовательной школы способствует наиболее полному восприятию этого художественного произведения как эстетического и историко-литературного факта, помогает школьникам овладеть приёмами анализа литературного произведения и повышает их языковую культуру.
Цель исследования состоит в разработке методических приемов, способствующих реализации учебного комментирования повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», а также в проверке на практике разработанных нами приёмов учебного освоения данного художественного произведения, предусмотренного программой для изучения в восьмом классе общеобразовательной школы.
В соответствии с гипотезой и целью исследования выделены следующие конкретные задачи :
1. Изучить историю вопроса об использовании комментированного чтения по трудам специалистов по методике преподавания литературы.
2. Выявить состояние изучаемой проблемы, а именно: проанализировать программы и учебники-хрестоматии по русской литературе для учащихся восьмого класса русской школы; выявить, как представлено изучение «Капитанской дочки» в методических пособиях и учебниках для учащихся киргизских школ с точки зрения рационального использования комментированного чтения для развития у учащихся умений анализировать художественное произведение.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--