Дипломная работа: Условия развития взаимодействия родителя и ребенка в раннем детстве

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава 1 Особенности развития взаимодействия родителей и ребенка в раннем детстве …………………………………………………………………..6

1.1 Особенности развития ребенка в период раннего детства ……………….6

1.2 Роль общения с родителем в развитии ребенка раннего возраста …….12

1.3 Становление взаимодействия родителя и ребенка раннего возраста …..16

Глава 2 Условия развития взаимодействия родителей и ребенка раннего возраста …………………………………………………………………………24

2.1Анализ программ обучения родителей навыкам эффективного взаимодействия с ребенком …………………………………………………….24

2.2Условия развития взаимодействия родителей и ребенка в раннем детстве …………………………………………………………………………………….30

Глава 3 Анализ влияния выделенных условий на развитие взаимодействия родителя и ребенка ………………………………………..34

3.1 Материал и методы …………………………………………………………36

3.2Результаты исследования ………………………………………………….44

Выводы ………………………………………………………………………….48

Литература………………………………………………………………………49

Приложения …………………………………………………………………….51

Введение

Во второй половине нашего столетия в западной психологии произошел значительный рост исследований, посвященных проблемам воспитания и развития ребенка в семье. Среди причин обращения к этой проблеме развитие демократических отношений в обществе, проникновение идей равноправия в систему семейных отношений, неэффективности директивных отношений в семье.

Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями, кризисом института семьи. Смена идеологических ориентиров или их отсутствие создают трудности, с которыми приходятся сталкиваться современным родителям. Родителям не хватает элементарной психологической грамотности для разрешения своих проблем [28]. Поэтому часто наблюдается искажение детско-родительских отношений либо в сторону тревожности и гиперопеки либо отстраненности от ребенка, переложение воспитательных функций на образовательные учреждения, развивающие центры, растет показатель социального сиротства.

В современном обществе при наличии большого количества развивающих, досуговых центров для детей, открытым доступом к образовательным услугам педагогов, психологов с одной стороны, и занятостью родителей, дефицитом времени для воспитания ребенка, потерей значимости института семейного воспитания с другой, остро стоит проблема ответственного родительства. Часто современные родители, желая для ребенка разностороннего развития, раннего обучения для его дальнейшей успешности в жизни, с самого раннего детства насыщают будни ребенка многочисленными занятиями, посещением школ раннего развития, занятиями со специалистами, тем самым, ограничивая ребенка в общении с ними. С самого раннего детства, приводя ребенка в подобные центры, родители обращаются к специалистам с запросом изменения нежелательных качеств и формирования желательных, сами же нивелируют собственную значимость в подобных вопросах, ссылаясь на отсутствие психологического, педагогического образования.

А ведь именно родители составляют первую общественную среду ребенка, являются основными воспитателями, от позиции которых во многом зависит развитие ребенка.

В нашей стране существовала система родительских лекториев, где родители получали знания о том, как растить детей. Но, как правило, в них было больше лозунгов, чем конкретных знаний о том, как эти правильные слова реализовать. «Любите своего ребенка, принимайте его таким, какой он есть, уделяйте ему время», но никто не объяснял, как это все делать.

В условиях отсутствия системы родительского образования, воспитывая ребенка, родители используют свой личный опыт, транслируют на детей те методы воспитания, которые когда-то применялись к ним. Когда началась для нашей страны «эпоха перемен», многие оказались в ситуации кризиса своей жизненной компетентности. Стабильность сменилась постоянной неопределенностью, коллективная ответственность – индивидуальной, смена идеологических ориентиров размыла представления о хорошем и плохом, правильном и не правильном. Каждый приспосабливался как может. Пока взрослые были заняты своей адаптацией, дети оказались без опоры на взрослую модель успешной жизненной стратегии. Жизнь меняется стремительно. Мир переживает информационный взрыв. Старые стратегии воспитания оказываются неэффективными, а новым нигде не учат [22].

С уходом производительного труда из семьи, облегчением процесса ведения домашнего хозяйства, происходит снижение совместной деятельности родителей и детей [10]. В современном мире наблюдается разрыв между поколениями, многие семья нуклеарные. Это осложняет процесс воспитания молодого поколения, так как они не видят в своих семьях модель взаимодействия родителей и детей (на примере своих родителей, дедушек и бабушек).

Также российские родители склонны перекладывать ответственность за воспитание и развитие собственного ребенка на социальные институты. Ведь в наследство от советских времен многим досталось понимание школы, как важнейшего воспитательного и образовательного ресурса в жизни человека. Учебная и досуговая деятельность ребенка во многих семьях часто ставится во главу угла, тем самым родители склонны винить в проблемах и неудачах ребенка самого ребенка или тех специалистов, которые с ним работают.

Исходя из описанных выше обстоятельств, возникает необходимость специальной организации обучения родителей, создания условий для развития их отношения к детям, которое будет способствовать не только созданию психологического комфорта в семье, но и развитию ребенка.

Цель - исследование влияния специально созданных условийна развитие взаимодействия родителя и ребенка раннего возраста,

Задачи

1. описание особенностей взаимодействия родителей и ребенка в раннем возрасте

2. выделение компетентностей, которыми должен обладать родитель для эффективного взаимодействия с ребенком раннего возраста

3. анализ существующих программ обучения родителей навыкам эффективного взаимодействия с ребенком

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 251
Бесплатно скачать Дипломная работа: Условия развития взаимодействия родителя и ребенка в раннем детстве