Дипломная работа: Влияние личности учителя на творческие способности детей
Содержание:
Введение
Глава I. Современные трактовки понятия творческих способностей
1.1 Теоретические подходы к анализу природы человеческих способностей
1.2 Характеристика особенностей когнитивных процессов, участвующих в развитии творческих способностей
1.3 Основные подходы к выделению критериев одаренности, творческих способностей
Глава II. Влияние особенностей личности учителя на развитие творческих способностей у детей
2.1 Характеристика общения как реализации функций обучения и воспитания
2.2 Учёт возрастных особенностей в развитии творчества
2.3 Личность учителя
2.4 Формирование и развитие творческих способностей
Глава III. Исследование влияния личности учителя на творческие пособности детей
3.1 Диагностика творческих способностей детей и направленности педагога
3.2 Анализ и результаты исследовательского эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность данного исследования заключается в том, что современное общество крайне ценит среди всех способностей личности человека способность особого рода — способность, обеспечивающую создание нового, оригинального. Имеющиеся у нас новые технические средства открывают перед творчеством невиданные в истории возможности. Вычислительная техника дает простор творчеству, питая воображение и вдохновляя разум. Появляются новые пути к самовыражению. Творческие способности никогда не ограничивались одной формой. Каждое общество выражало себя посредством творческих устремлений. Великие и малые творения искусства — все это стремление человеческого разума передать опыт. Одаренные и творческие дети олицетворяют верхнюю границу человеческих способностей. Какова же природа креативности, и в чем ее отличие от интеллекта? Как развивать творческие способности? Какое из условий является основным? Влияет ли личность педагога на культивирование творческого потенциала у детей? Развитие творческого мышления детей составляет новую задачу совершенствования системы народного образования, дальнейшего развития науки и культуры, обеспечивает прогресс всех областей производства и социальной жизни.
Большой вклад в разработку проблем способностей, творческого мышления, одаренности внесли такие психологи, как С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Б.Г. Теплов, И.И. Ильясов, Н.С. Лейтес, К.К. Платонов, А.Г. Ковалев, А.М. Матюшин, П. Торренс и другие. Однако вопрос о творческом мышлении остается недостаточно изученным. Перед психологией остро стоит проблема выявления механизмов формирования и развития способностей. Эта проблема не нова, однако чрезвычайно актуальна, так как тонкие механизмы такого процесса еще не известны.
Именно в контексте данной проблемы мы решили развернуть исследовательскую работу.
Цель исследования — на основе теоретико—методологического анализа выявить зависимость между наличием творческих способностей у детей от личностных качеств, обучающего педагога (уровня притязаний, мотивации, системы отношений, установок); разработать систему формирующих занятий, позволяющих оптимизировать влияние педагога на развитие творческих способностей детей.
Объектом исследования мы избрали направленность личности учителя.
Предмет исследования — влияние направленности личности учителя на творческие способности детей.
Вышеизложенные положения обусловили выбор темы исследовательской работы — «Влияние личности учителя на развитие творческих способностей детей».
Нами была выдвинута следующая гипотеза : творческие способности детей формируются и развиваются в процессе обучения и воспитания, и, следовательно, находятся в зависимости от направленности__личноти учителя, а именно от его уровня притязаний, мотивации, установок, а также системы отношений к миру вещей и людей, от психологических свойств личности, относящихся к регуляции социального поведения человека в процессе деятельности. Таким образом, можно предположить, что у педагогов с высоким уровнем притязаний, направленным на дело, отличающихся такими личностными характеристиками, как упорство, ответственность, независимость в суждениях и поведении, творческим подходом к решению задач, внимательностью к мнению и интересам других людей, терпимостью в социальных контактах, дети обладают более выраженным творческим потенциалом, чем у педагогов с низким уровнем притязаний, с направленностью на отношения (коммуникативный аспект), конформностью, консерватизмом, нежеланием считаться с мнением других.
В связи с этим перед нами встал ряд практических и теоретических задач :
1. Подбор и анализ литературы по теме исследования (научные работы, касающиеся разработок теоретических положений понятия способностей, творчества, социальной ситуации развития в контексте исследовательской работы, личности как субъекте деятельности в рамках педагогического общения, направленности личности педагога);
2. Подбор комплекса психодиагностических и исследовательских методик, адекватных целям исследования;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--