Дипломная работа: Влияние профориентационного консультирования на выбор профессии подростками
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Психологический факультет
Кафедра педагогики
ВЛИЯНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ НА ВЫБОР
ПРОФЕССИИ ПОДРОСТКАМИ
Дипломная работа
Выполнила студентка VI курса
Заочного отделения психологи-
ческого факультета, специаль-
ность “социальная педагогика”
Мурашкина Надежда Юрьевна
Научный руководитель,
старший преподаватель
Мокраусов Игорь Васильевич
Допущена к защите Дипломная работа защищена
“___”____________2002г. “___”____________2002г.
____________________ Оценка_______________
Председатель ГАК___________
Самара 2002
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………..……………3
Глава I . Теоретические основы профессиональной ориентации подростков .…………………………………………………………………………………8
§1. Профессиональная ориентация как социально-экономическая потребность общества………………………………………..……………………………..8
§ 2. Возрастные особенности формирования личности подростка………….16
§3. Мотивы выбора профессии………………………….…………………...29
Глава II . Содержание, методы и социально-педагогические условия профориентационного консультирования ………………………………...…..45
§1. Структура профориентационной работы…………………….…………..45
§2. Профессиональная консультация…………….…………………….…….55
Заключение…………………………………………………………………...……60
Список литературы………………………………………………..……………..61
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональная ориентация — это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение; развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности —игровой, познавательной, трудовой (профессиональная активизация); профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор (подбор); профессиональная адаптация и профессиональное воспитание. [7, с.15]
Существование проблемы профессионального самоопределения связано с противоречием между системой внешних стимулов, характеризующих современную практику работы школ и системой реально действующих мотивов старшеклассников. [2, с.5]
Главное в формировании мотивационной сферы школьников не в том, что они формально овладели моральными ценностями, заключёнными в требованиях общества, нормах и правилах поведения и т.п., а в осознании этих требований, норм и правил, образовании на их основе индивидуальной убеждённости, обеспечивающей социальную активность, деятельную позицию каждого школьника по отношению к своему будущему. Итак, только наличие сформированной потребности в овладении конкретной предметной деятельностью, конкретным видом труда делает выбор профессии мотивированным и образует механизм сознательного выбора профессии. [17, с.13]
В исследованиях и практических разработках по профориентации с середины прошлого века до наших дней, особенности человека характеризовались исходя из требований профессии, а не из природы индивидуальности: обладает ли человек тем мышлением, которое нужно профессии, тем вниманием и памятью, моторикой, скоростью реакции. То есть отношение “человек — профессия” анализировалась только в направлении от профессии к человеку; на этом строились отбор и профессиональная тренировка. Понятия и термины, которые характери зовали бы индивидуальные особенности, как природные, так и приобретённые человеком до вступления в данную профессию и независимо от неё, популярностью не пользовались.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--