Дипломная работа: Влияние стилей семейного воспитания на процесс формирования базовых качеств личности ребенка с нарушением слуха, в сравнительном аспекте с нормально слышащими детьми
1. Теоретические основы влияния стилей семейного воспитания на процесс формирования базовых качеств личности детей старшего дошкольного возраста
1.1 Формирование личности. Развитие личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста
1.2 Семья как один из социальных факторов формирования базовых качеств личности детей старшего дошкольного возраста
1.3 Роль семьи в процессе формирования личности детей с нарушениями слуха
1.4 Влияние позиций родителей на процесс формирование личности детей с нарушениями слуха
Выводы
2. Экспериментальное исследование проблемы влияния стилей семейного воспитания на процесс формирования базовых качеств личности детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха в сравнительном аспекте с нормально слышащими детьми
2.1 Исследование стилей семейного воспитания
2.2 Изучение сформированности базовых качеств личности детей старшегодошкольного возраста с нарушением слуха и нормально слышащих детей
2.3 Рекомендации родителям по созданию благоприятных условий для развития личности детей с нарушениями слуха
Выводы
Заключение
Библиография
Введение
Начиная с 90 гг. в России формируется новая образовательная система для детей с ограниченными возможностями здоровья. В сфере специального образования происходят существенные изменения, связанные со следующими основными факторами:
- новым отношением к детям с ограниченными возможностями здоровья;
- эффективным решением вопросов их интеграции;
- проявлением новых типов образовательных учреждений, в которых оказываются образовательные и коррекционные услуги «проблемным» детям;
- разработкой новых концепций психологического сопровождения развития ребенка в процессе обучения;
- тесным взаимодействием педагогов и психологов с родителями аномальных детей в процессе их воспитания и обучения.
Проблема влияния стилей семейного воспитания на процесс формирования базовых качеств личности старших дошкольников с нарушениями слуха, в настоящее время очень актуальна. Вопросом влияния семейного воспитания на формирование личности дошкольников с нарушениями слуха занимались такие отечественные и зарубежные педагоги и психологи как Л.С. Выготский, Б.Д. Корсунская, Г.П. Бертынь, С.М. Хорош, Г.Г. Гузеев, О.Б. Половкина, Т.Г. Богданова, Н.В. Мазурова, М. Заорска.
Дети с отклонениями нуждаются в своевременной диагностике и коррекционном воспитании. В связи с экономическими условиями жизни родители, озабоченные тем как прокормить и одеть ребенка, забывают о самом главном общении с ним, что первым, и самым важным социальным институтом, является семья. К тому же такие дети часто воспитываются в проблемных семьях, а роль микросреды, семьи и семейного воспитания, в формировании личности ребенка велика. Именно в семье ребенок познает первые правила поведения, нравственные принципы, именно в семье начинают складываться задатки к формированию личности ребенка. В комплексной диагностике и коррекции отклонений в развитии ребенка семья занимает важное место. В условиях нарастающего материального и социального расслоения общества, работе с семьей должно придаваться особое значение. Возрастает актуальность проблемы психокоррекционной работы с семьей и ребенком, для чего необходима специальная подготовка психологов, дефектологов, сурдопедагогов. Именно квалифицированные специалисты должны помочь семье, имеющей ребенка с нарушением слуха, в процессе формирования базовых качеств личности.
К основным базовым качествам личности мы относим самооценку, а также те нравственные качества, которые начинают оформляться в дошкольном детстве, довольно скоро закрепляютсяи образуют устойчивую индивидуальность человека, определяемую через понятие социального типа, или характера личности.
Это фундаментальные черты личности, доминирующие мотивы и потребности, другие свойства, по которым спустя много лет можно узнать человека. Такие качества отличаются от личностных свойств человека тем, что их истоки уходят в дошкольный возраст, а предпосылки к формированию складываются в тот период жизни ребенка, когда он еще не владеет речью. Жизненная устойчивость этих качество объясняется тем, что в начальный период формирования данных свойств мозгребенка еще не зрелый, а его способность к дифференциации: раздражителейнедостаточна развита.
Особую роль в планировании и прогнозировании результатов личностного развития ребенка с нарушением слуха играет представление о том, как дети старшего возраста воспринимают и оценивают своих родителей. Те из родителей, кто является хорошим объектом для подражания и одновременно вызывает к себе положительное отношение ребенка, способны оказывать на его психологию и поведение наиболее сильное влияние. В некоторых исследованиях установлено, что самое заметное воздействие родителей на себе испытывают дети в возрасте от трех до восьми лет.
Не смотря на разработку вопроса развития личности ребенка в семье в общей и возрастной психологии, мало изученным остается влияние стилей семейного воспитания на личность слабослышащего дошкольника. Исходя из этого противоречия, мы сформулировали цель нашей работы.
Цель данной работы – определить, влияние стилей семейного воспитания на процесс формирования базовых качеств личности ребенка с нарушением слуха, в сравнительном аспекте с нормально слышащими детьми.
Объектом изучения являлся процесс семейного воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха и нормально слышащих.
Предметом изучения являлись базовые качества личности детей с нарушениями слуха и нормально слышащими.
Исходя из цели нашей работы, мы предположили следующую гипотезу: мы предполагаем, что различные стили семейного воспитания по-разному влияют на процесс формирования базовых качеств личности старшего дошкольника с нарушением слуха и нормально слышащего:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--