Дипломная работа: Влияние стиля семейного воспитания в полных и неполных семьях на отношение к себе у ребенка
Содержание
Введение
1. Особенности воспитательного процесса в семье
1.1 Семья как фактор воспитания
1.2 Типы, стили воспитания и функции семей
1.3 Факторы семейного воспитания
Вывод по главе 1
2. Теоретические аспекты исследования проблемы взаимосвязи стиля воспитания в полных и неполных семьях на отношение младших школьников к себе
2.1 Особенности стиля воспитания детей в полной и неполной семье
2.2 Трудности воспитания детей в полной и неполной семье
2.3 Проблемы детско-родительских отношений и благополучие ребенка в семье
Вывод по главе 2
3. Экспериментальное исследование особенностей воспитания детей младшего школьного возраста в полной и неполной семье
3.1 Цель, задачи и гипотеза исследования
3.2 Методы диагностики особенностей воспитания младших школьников в семье на констатирующем этапе эксперимента и их результаты
3.3 Рекомендации родителям по воспитанию детей в полных и неполных семьях
Выводы по главе 3
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.
Семейное воспитание - более или менее осознаваемые усилия, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок.
Тема "Влияние стиля семейного воспитания в полных и не полных семьях на отношение к себе у ребенка" является актуальной, так как важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т.е. типичные для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими. В зависимости от меры его "жесткости-мягкости" стиль может быть определен как авторитарный или демократический с различными вариантами.
Семья, являясь первым и наиболее значимым фактором социализации ребенка, представляет собой систему социальных отношений, основанных, в первую очередь, на кровном родстве её членов и обусловленных общностью их быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, что и характеризует её как определенную социальную ситуацию развития. Значимость семьи в качестве ведущего фактора социализации обуславливается её влиянием на формирование личности ребенка, в том числе его потребностей, мотивационной сферы, системы отношений к себе и окружающим людям. Семья формирует интеллектуальные и эмоциональные основы личности, дает ребёнку первые представления о жизни в обществе, о добре и зле, вводит в мир ценностей, которые признаются и реализуются данной семьей в её повседневной жизни. В конечном итоге, в семье формируются основные моральные представления и нравственные принципы. Таким образом, каждая отдельная семья представляет собой определенную систему социальных отношений, качество которых и обуславливает ту или иную социальную ситуацию развития ребёнка в семье.
Нарушение внутрисемейных отношений, являясь неблагоприятным фактором семейной социализации, способствует ослаблению воспитательного потенциала семьи и, как следствие, возникновению рисков социального развития.
Одной из кризисных социальных ситуаций развития является и неполная семья, в первую очередь, в силу преобладания отрицательных результирующих воздействий на личностное и социальное развитие ребенка.
Традиционно неполной признается семья, в которой наличествует только один из родителей (либо мать, либо отец), то есть постоянные семейные функции и обязанности выполняет проживающий с детьми родитель, хотя зачастую не живущий в семье родитель осуществляет какое-либо участие в жизни семьи.
В настоящее время наблюдается значительный рост количества разводов, в результате чего увеличивается количество детей, воспитывающихся в неполных семьях, социализирующая функция которых, как правило, не реализуется в полном объеме по ряду причин социально-экономического и психологического характера.
Поэтому для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой – родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий детско–родительских отношений в семье.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--