Дипломная работа: Влияние уровня развития группы на межличностные отношения сотрудников
Дипломная работа студента
Группы __________________
Научный руководитель –
Кафедры общей психологии СГУ
______________________________
Владимир
2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования взаимосвязи развития группы на межличностные отношения сотрудников....................................................... 5
1.1. Социально-психологическая сущность группы...................................... 5
1.2. Характеристика межличностных отношений и их классификация...... 11
1.3. Нормы как регулятор межличностных отношений в коллективе........ 20
ГЛАВА 2. Этапы развития организации и их влияние на нормы, регулирующие межличностные отношения в коллективе..................................................... 26
ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование....................................................... 31
3.1 Обоснование базы и методов исследования........................................... 31
3.2 Описание результатов и выводы исследования..................................... 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 40
ЛИТЕРАТУРА............................................................................................... 44
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время круг проблем, затрагиваемых при исследовании организации, непрерывно расширяется. Сейчас образуется множество организаций, которые преследуют только экономические цели: получить как можно больше прибыли, устоять перед конкурентами. К сожалению, не во всех организациях есть психологическая основа, которая является не менее значимой в развитии организации. Не маловажным и существенным является изучение межличностных отношений в коллективе. Руководители, как правило, очень мало уделяют им внимание или вообще не придают им значения. Для них главным является качество работы и экономический результат. А ведь на всё это как раз и влияют межличностные отношения. Если между членами коллектива натянутые отношения, царит не понимание, разные ценностные ориентации, система установок, ожиданий, то это сказывается и на производительности труда, а также накладывает отпечаток на социально – психологический климат, что ведёт к текучести кадров и тормозит развитие организации. Проведённое обследование ряда предприятий показало, что около 80% коллективов с хорошим уровнем взаимоотношений между сотрудниками выпускали продукцию отличного и хорошего качества. Среди коллективов с плохими взаимоотношениями не оказалось таких, которые производили бы продукцию отличного качества: примерно 40% этих коллективов имели продукцию хорошего качества, а 60% среднего[1] . Поэтому проблема изучения межличностных отношений в коллективе становится весьма актуальной. Сегодня в психологической печати много говорится о межличностном взаимодействии в организации, но разработаны не все аспекты этой проблемы, а в частности, не затронуты особенности межличностных отношений. Организация не стоит на месте, она развивается, переходит от одного этапа развития к другому, поэтому на каждом этапе выстраиваются свои межличностные отношения, которые обладают определённой спецификой. Следовательно, существует потребность в регулировании межличностных отношений, что и является научной новизной. Если руководитель не умеет регулировать межличностные отношения в коллективе, не знает их специфики на разных этапах развития организации, то такая организация терпит экономический крах. Всё это обусловило выбор темы исследования.
ЦЕЛЬ: Выявит особенности межличностных отношений в коллективе на разных этапах развития организации.
ОБЬЕКТ: Коллектив на разных этапах развития организации.
ПРЕДМЕТ: Межличностные отношения в коллективе на разных этапах развития организации. На основе этого были сформулированы следующие
ЗАДАЧИ:
1. Дать характеристику социально-психологической сущности группы и феномену межличностных отношений в коллективе.
2. Рассмотреть понятие нормы как регулятора межличностных отношений в коллективе.
3. Рассмотреть этапы развития организации и их влияние на нормы, регулирующие межличностные отношения в коллективе.
4. Обосновать выбор диагностических средств.
5. Провести экспериментальное исследование, обработать данные и проанализировать результаты, дать рекомендации.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВКЛЮЧАЮТ:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: а) Методика социометрического измерения (Дж. Морено). б) Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири). в) Методика «Ценностно-ориентационное единство группы» (Р.О. Немов).
3. Методы математической и статистической обработки данных: а) х2 – критерий; б) критерий Стьюдента.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования взаимосвязи развития группы на межличностные отношения
1.1. Социально-психологическая сущность группы
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--