Дипломная работа: Влияние взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка

Выполнила: Гарабажиу Е. А.

студентка 6 курса заочной

формы обучения

Научный руководитель:

К.П.Н. профессор

кафедры психологии

Македон Т. А.

Биробиджан, 2006

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА

ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ……………………………………..6

1.1. Социально-психологический анализ семьи……………………………6

1.2. особенности взаимоотношений детей и родителей………………….16

1.3. Самостоятельность как компонент становления

самоорганизации детей………………………………………………...36

2. УСЛОВИЯ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

В СЕМЬЕ…………………………………………………………………….44

2.1. Экспериментальное изучение характера взаимоотношений

между родителями и детьми…………………………………………..44

2.2. Самостоятельность как личностное качество и фактор

позитивных отношений между детьми и родителями……………….56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...60

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..62

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. [9, 204с.]

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, – не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние на детей.

В настоящее время проблема психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретают особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.

Современные ситуации в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т. д.) обострили положение семьи среди основных тенденций преобразования, которые претерпевает современная семья: изменение ее функций, сокращение размеров, изменение типа главенства.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 456
Бесплатно скачать Дипломная работа: Влияние взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка