Дипломная работа: Влияние здоровьесберегающего подхода в организации воспитательной работы на формирование валеологической грамотности младших школьников
Введение
Актуальность здоровьесберегающего подхода в организации воспитательной работы с младшими школьниками в условиях временного коллектива подтверждается как многочисленными исследованиями здоровья детей и возможностями его сохранения, так и социально-экономическими условиями, влияющими на общее снижение здоровья нации.
Как гласит народная мудрость – «Здоровье сгубишь, новое не купишь». Чтобы сохранить свое здоровье необходимо в первую очередь понимать значение этого термина, который рассматривается как нормальное, правильная деятельность организма, его физическое и психическое благополучие [3, с.3].
В наше время наряду с этим определением следует рассматривать и социальное благополучие, потому что перемены, произошедшие в стране, привели к проявлению негативных социальных явлений, отражающихся в первую очередь на здоровье людей. Все эти явления, как в зеркале, находят отражение и на здоровье детей. Сегодня мы говорим в школах о предупреждении наркомании, бродяжничества, суицида, как о результатах неумения детей найти свое место в жизни, отсутствия понимания со стороны родителей, учителей и непонимания ценности своей жизни и здоровья. Сегодня все чаще и чаще поднимается вопрос об оздоровлении нации, а без здорового подрастающего поколения этот вопрос так и останется неразрешенным. Как никогда актуальной остается проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в ее решении отводится школе как социальному институту. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Выдвижение проблемы здоровьесбережения в число приоритетных задач общественного и социального развития обуславливает актуальность теоретической и практической её разработки, необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и укреплению.
По статистике 80 – 85% детей школьного возраста имеют плохое здоровье. Уже при поступлении в первый класс первая группа здоровья отмечается только у 12 – 15 процентов учащихся; дети, имеющие хроническую патологию и сниженную резистентность, в первом классе составляют 22 – 25 процентов [1, с.75].
К третьему классу число практически здоровых детей резко снижается. Отсюда следует, что уже с детства нужно формировать у ребенка внутреннюю картину здоровья, что выражается в осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его совершенствованию.
В каждом ребенке, как ростки заложены телесные, психические и духовно-нравственные силы. Именно из них вырастает человеческое здоровье во всем многообразии понимания этого слова. Правильное воспитание и обучение раскрывают и преумножают эти резервы жизнеспособности. Нарушение природосообразности в процессе обучения и воспитания приводят к разрушению здоровья человека. Таким образом, здоровье становится областью исследования для педагогики, о чем много говорится в современной периодической печати.
Работа школы сегодня должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, и она может считаться полноценной и эффективной тогда, когда в полной мере и в единой системе реализуются здоровьесберегающие технологии. Несмотря на существование разнообразных форм и методов реализации их результат не достигает поставленной цели. Причин этому может быть много: некомпетентность педагогов в планировании занятий; отсутствие психологов в школах; консервативное отношение к процессу обучения администрации, которое загоняет педагогов в жесткие временные рамки; безразличие педагогов по отношению к детям и их здоровью; отсутствие работы педагогов с родителями по вопросу здоровья; отсутствие постоянного взаимодействия педагогов и медицинских работников в работе с детьми и еще много других причин.
Особое внимание следует уделять здоровьесбережению уже в младшем школьном возрасте, на который приходится резкое увеличение нагрузки, в связи с изменением социальной ситуации развития – поступление в школу.
Педагогическая среда обладает широким спектром возможностей для здоровьесбережения. В частности, здоровьесберегающий подход может быть реализован в ходе организации воспитательной работы с младшими школьниками.
В нашем исследовании мы будем рассматривать воспитательную работу как основное направление деятельности педагогического коллектива, так как именно в воспитательной работе формируется положительное отношение к собственному здоровью, что является психологической основой для укрепления здоровья человека.
В данной работе планируется изучить особую ситуацию реализации воспитательной деятельности в условиях временного для детей коллектива, а именно в Вельском детском туберкулезном санатории «Глинница», где коллектив педагогов и медицинские работники имеют возможности для организации уникальной по содержанию и формам воспитательной работы.
Таким образом, тема нашего исследования: «Здоровьесберегающий подход в организации воспитательной работы с младшими школьниками в условиях временного коллектива».
Цель исследования: выявить влияние здоровьесберегающего подхода в организации воспитательной работы на формирование валеологической грамотности младших школьников в условиях временного коллектива.
Объект исследования – организация воспитательной работы с младшими школьниками, направленная на формирование валеологической грамотности.
Предмет исследования – критерии эффективности реализации здоровьесберегающего подхода в организации воспитательной работы с младшими школьниками в условиях временного коллектива.
Гипотеза исследования – здоровьесберегающий подход в организации воспитательной работы с младшими школьниками в условиях временного коллектива, как реализация здоровьесберегающих технологий в совместной деятельности педагогов и медицинских работников, положительно влияет на формирование валеологической грамотности младших школьников.
Задачи:
1. Дать характеристику возрастных психологических и валеологических особенностей младших школьников.
2. Раскрыть сущности и социально-психологические аспекты организации воспитательной работы с младшими школьниками.
3. Классифицировать здоровьесберегающие технологии, как сущность здоровьесберегающего подхода.
4. Рассмотреть роль и место совместной деятельности педагогов и медицинских работников в начальной школе, направленной на формирование валеологической грамотности младших школьников.
5. Выделить критерии эффективности здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении.
6. Выявить уровень валеологической грамотности младших школьников, а именно уровень сформированности у испытуемых положительного отношения к здоровью и самого понимания этого феномена.
7. Проанализировать и определить эффективность системы воспитательной работы в Вельском детском туберкулезном санатории «Глинница», построенной на основе здоровьесберегающего подхода в отношении младших школьников.
Методы исследования: анализ научной и методической литературы, тестирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности, обобщение и анализ, методы количественной и качественной обработки данных.
База исследования: Вельский детский туберкулезный санаторий «Глинница»; группа детей, поступивших в санаторий для прохождения лечения и оздоровления из обычных начальных школ в количестве десяти человек в период с мая по октябрь 2008 года.
Глава 1. Психолого-педагогические основы реализации здоровьесберегающего подхода в организации воспитательной работы с младшими школьниками
1.1 Характеристика возрастных психологических и валеологических особенностей младших школьников
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--