Дипломная работа: Внешнеполитические ведомства Руси, России, СССР
Стр
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
3
5
8
§3. Внешнеполитическое руководство в Великом княжестве Влади-мирском в XIII-XIVвв…………………..…………………………..
10
14
22
23
§5. МИД РОССИИ при Временном правительстве………………..
24
26
§5. Министерство иностранных дел Российской Федерации …….….
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…………..
33
ЛИТЕРАТУРА……………………………….……………….…………….…..
34
ВВЕДЕНИЕ
Становление новой системы международных отношений, несмотря на преодоление конфликтной биполярности и новые глобализирующие тенденции, к сожалению не означает торжества в мировой политике стабильности, устойчивости и прогресса. В мире после завершения холодной войны появились новые дестабилизирующие факторы и тенденции; некоторые прежние конфликты сохранились в видоизмененной форме, родились конфликты «нового поколения».
Сложность нынешнего этапа заключается в том, что «однополярность», «биполярность» или «многополярность» сами по себе еще не дают сущностных характеристик определенного мироустройства. Эти понятия лишь фиксируют самые общие принципы распределения совокупной мощи, национальных ресурсов и влияний в той или иной системе международных отношений[1] . Та же биполярность может быть сугубо конфронтационной (пример тому - холодная война), а может быть кооперативной. Это же относится и к многополярному миру: возможна война всех против всех, существует вариант формирования из нескольких центров противоборствующих коалиций, и, наконец, возможно взаимодействие и сотрудничество различных центров многополярного мира для решения сложнейших проблем, стоящих перед человечеством. Иными словами, формальная структура нового возникающего миропорядка должна обрести сущностные характеристики[2] . А это в значительной степени будет зависеть и от субъективных факторов, включая конкретные внешнеполитические стратегии и тактики, концепции и доктрины, избираемые международным сообществом и его ведущими субъектами, в том числе и Россией.
Отсюда важность для России сохранения положения одного из влиятельных центров силы многополярного мира и выдвижения ею актуальных принципиальных положений для формирования нового справедливого миропорядка. Одним из направлений повышения эффективности решения данных задач, является применение исторического опыта, накопленного в России за всю ее многовековую историю. Наряду с другими государственными учреждениями эту задачу решает и ее внешнеполитическое ведомство – Министерство иностранных дел.
Россия как государство существует более 1000 лет (с 859 г.), и руководство ее внешней политикой велось, как указывают не только летописи, но и сохранившиеся международные договоры, по крайней мере с Х- XI вв. В тоже время, как известно из исторических документов, ведомства по руководству внешней политикой России существуют только 500 лет
Налицо противоречие, вызывающее ряд вопросов:
как же осуществлялось руководство внешней политикой России, если не существовало для этого особых учреждений и аппарата, и почему вопрос об учреждении ведомства встал перед государственной властью России лишь спустя 500 лет после основания государства, в XV в.?
Как сформировались и какие носили названия, какую имели структуру первые внешнеполитические учреждения России и их последующие модификации?
Дать ответ на эти вопросы можно только проведя анализ внешнеполитических ведомств прошлого, их особенностей и отличия друг от друга. Это и предопределило актуальность темы настоящей дипломной работы.
Предметом настоящего исследования являются внешнеполитические ведомства России.
Целью исследования является анализ трансформации внешнеполитических ведомств России в ходе ее исторического развития, их особенностей и отличия друг от друга.
Методологической основой исследования является исторический метод в сочетании с комплексным и системным анализом предмета исследования.
Глава I . РУКОВОДСТВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКОЙ РУСИ ДО СОЗ-ДАНИЯ МОСКОВСКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА (IX-XV).
§1. Руководство внешней политикой Киевской Руси
Руководство внешней политикой в Древней Руси в ее домонгольский период, т.е. до 1240 г., в течение 368 лет (862-1240 гг.) осуществлялось лично великим князем или лично удельными князьями в самостоятельных уделах. Это объяснялось следующими обстоятельствами.
а) Объектом внешней политики являлись в первую очередь все дела, связанные с династическими отношениями:
браки между великими князьями, их потомками, родственниками, членами их семей и иностранными государями, с одной стороны, и членами удельных династий - с другой;
дела по наследованию прав и земель от лиц вышеуказанного круга в связи с их личными отношениями с великими князьями.
б) Объектом внешней политики являлись все дела, связанные с вопросами войны и мира:
завоевание новых земель, уделов, территорий;
потеря в результате неудачной войны или уступка, дарение в мирное время части своей территории соседям по тому или иному поводу;
колонизация, освоение ранее не заселенных или слабо освоенных земель, приобретенных путем войны;
переговоры или обмен пленными с существующим или бывшим военным противником;
упорядочение пограничных земель .или иных территориальных вопросов в мирное время на основе личной договоренности великого князя с тем или иным соседом.
в) Объектом внешней политики являлась на Руси и вся внешняя торговля, что сложилось исторически:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--