Дипломная работа: Возникновение и развитие взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов по обжалованию актов налоговых органов и действий должностных лиц налоговых органов

ВВЕДЕНИЕ

I . Правовые механизмы защиты прав и интересов налогоплательщиков от неправомерных действий налоговых органов. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействий их должностных лиц

II . Налоговые споры связанные с исками, предъявляемыми налогоплательщиками

1. Иски об обжаловании действий (бездействия) и об обязанности совершить действие.

2. Иски об обжаловании бездействия налогового органа, выразившегося в отказе внести в лицевые счета налогоплательщика записи об уплаченных налогах, и об обязанности внести такие записи.

3. Иски, связанные с налогом на добавленную стоимость (о возмещении налога на добавленную стоимость, об освобождении от обязанностей налогоплательщика)

4. Иски об обжаловании действий, связанных с отказом в постановке на налоговый учет.

5. Иски о зачете или возврате излишне уплаченных (взысканных) налогов.

6. Иски о признании недействительными ненормативных актов налоговых органов.

III . Налоговые споры, связанные с исками, предъявляемыми налоговыми органами

1. Взыскание недоимки и пени.

2. Взыскание налоговых санкций.

3. Иски о взыскании налоговых санкций.

4. Взыскание налоговых санкций за некоторые правонарушения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Арбитражная практика по налоговым спорам достаточно обширна и интересна как с точки зрения применения законодательства о налогах и сборах, так и с процессуальной точки зрения. Прошли времена, когда в нашей стране господствовал взгляд на налоги как на элемент чуждой капиталистической системы. Сегодня, когда развиваются рыночные отношения, налоги стали неотъемлемой составной частью деятельности любого субъекта, участвующего в этих отношениях. Развитие налогового законодательства привело к принятию кодифицированного акта, включающего в себя основные принципы и нормы, на которых строится налоговая система. Налоговые органы превратились в достаточно сильную и грамотную структуру и, что особенно радует, продолжают учиться и совершенствовать свою деятельность. Налогоплательщики тоже не стоят на месте, приобретают налоговые знания и применяют их на практике. Наверное, именно этими обстоятельствами, в частности, можно объяснить увеличение количества налоговых споров и изменение их качества. Судебное рассмотрение налоговых споров является гарантией защиты и обеспечения баланса интересов всех участников налоговых правоотношений и государства. При этом следует иметь в виду и тот факт, что, хотя судебный прецедент в силу традиций нашей правовой системы не является источником права, состоявшиеся судебные акты, особенно высших судебных инстанций, оказывают существенное воздействие на практику. Это относится как к применению норм материального права, собственно законодательства о налогах и сборах, так и к применению норм арбитражного процессуального права.


I. Правовые механизмы защиты прав и интересов налогоплательщиков от неправомерных действий налоговых органов. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействий их должностных лиц

Взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплателыциками могут приобретать конфликтный характер, обусловленный противоречиями между финансовыми интере­сами государства, с одной стороны, и налогоплательщиками – с другой. Поскольку налогообложение ограничивает право соб­ственности гражданина (ст. 35 Конституции РФ), предоставление налогоплательщикам гарантий защиты их прав - необ­ходимое условие демократической налоговой системы.

Защита прав налогоплательщиков — это совокупность всех юридических, идеологических, материальных гарантий, установленных в рамках налоговой системы государства[1] . Они должны обеспечить соразмерность ограничений прав конкретного налогоплательщика и интересов общества в целом. В узком смысле под защитой прав налогоплательщика понимается обращение в те или иные государственные органы для рассмотрения законности и обоснованности действий (бездействия) налоговых органов по отношению к данному налогоплательщику.

В теории права традиционно выделяют следующие формы нарушенных прав: судебная форма защиты, защита прав в ад­министративном порядке и с помощью конституционного су­допроизводства[2] .Право налогоплательщика и налоговых агентов на обжало­вание решений налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц установлено в подп. 12 п. 1 ст. 21 ПК РФ и автоматически возникает в случае нарушения налоговыми органами каких-либо прав, перечисленных в ст. 21 НК РФ, а также в других нормах НК РФ.

Порядок реализации налогоплательщиком права на обжа­лование решений налоговых органов устанавливается в разде­ле 7 НК РФ: в вышестоящем налоговом органе (по инстанции), либо в суде. Такие возможности не являются взаимоисключа­ющими, и ничто не может воспрепятствовать налогоплатель­щику (налоговому агенту) использовать обе процедуры обжа­лования одновременно.

Защита прав налогоплательщиков в административном порядке

Административный способ защиты прав заключается в раз­решении возникших разногласий в рамках системы налоговых органов без передачи дела в суд. В Российской Федерации на­логоплательщик вправе обжаловать ненормативный акт нало­гового органа и действия (бездействие) их должностных лиц соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышесто­ящему должностному лицу.

К преимуществам административного порядка обжалования от­носятся:

· отсутствие требований по уплате государственной пошлины;

· упрощенная процедура рассмотрения жалоб;

· быстрота рассмотрения жалобы;

· обжалование даже с отрицательным для налогоплатель­щика результатом позволит ему лучше уяснить точку зре­ния налогового органа и при обращении в суд восполь­зоваться возможностью более тщательно подготовиться к защите своей позиции.

Подача жалобы возможна в течение трех месяцев со дня, ког­да налогоплательщик узнал или должен был узнать о наруше­нии своих прав. В случае пропуска срока по уважи­тельной причине, подача жалобы возможна при наличии оп­равдательных документов (ст. 139 НК РФ). Она подастся в произвольной письменной форме. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по ней может ее отозвать на основании пись­менного заявления. Однако отзыв лишает права на ее подачу повторно по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 183
Бесплатно скачать Дипломная работа: Возникновение и развитие взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов по обжалованию актов налоговых органов и действий должностных лиц налоговых органов