Дипломная работа: Выбор модели взаимодействия как условие формирования представлений специалиста по работе и клиента
Введение
Глава 1 Теоретические основы взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента
1.1 Клиент как объект в социальной работе
1.2 Подходы к личности клиента в социальной работе
1.3 Взаимодействие в социальной работе: понятие, 20 модели
Глава 2 Изучение взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента в му «комплексный центр социального обслуживания населения» г. Харовск
2.1 Организация и проведение исследования
2.2 Анализ результатов и выводы
2.3 Рекомендации по взаимодействию специалистов по социальной работе и клиентов в МУ КЦСООН г. Харовск
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Состояние социальной помощи и поддержки, развивающиеся в России последние несколько лет и охватывающей всё большее число регионов, очень трудно охарактеризовать однозначно.
С одной стороны создаются специализированные службы, развивается сеть социальных учреждений. С другой стороны, трудно ещё говорить об определённости профессионального статуса специалистов по социальной работе. Многие специалисты по социальной работе, буквально утопая во множестве проблем, одолевающих их клиентов, ощущают себя не специалистом с определённым кругом обязанностей, а скорее исполнителем чужой воли, чем-то вроде «скорой помощи», которые призваны в скором порядке спешить на помощь.
Специалиста по социальной работе необходимо снабдить целостным комплексом научных представлений о задачах их практической деятельности в работе с клиентом. Такая помощь должна быть направлена всем специалистам по социальной работе, для того чтобы заставить задуматься, переосмыслить методы и формы оказания помощи клиентам.
Специалисты по социальной работе руководствуются традиционными взглядами на клиента, как на носителя проблемы, которые они сами ставят перед специалистом, формируя конкретный запрос. В результате помощь непосредственно связывается с сознанием людьми своих проблем, их отношения к ним, а значит с согласием и желанием клиента работать над их преодолением. В данном случае клиент рассматривается как потребитель услуг, имеющий право самостоятельно принимать решение о том, что из предлагаемой помощи он хочет получить.
Действие специалиста по выполнению задач взятых на себя, изменяют ситуацию клиента, что связано с разрешением его конкретной проблемы. Работа протекает в духе субъективно – объективных отношений с акцентом на стимулирование и поддержку собственных ресурсов клиента. Данная модель является нормативной. Взаимодействие чётко и строго структурировано, процессы определены и следуют одна за другой.
Однако наиболее результативной в современных условиях является другая модель более эффективная при взаимодействии специалиста по социальной работе и клиента.
Принцип данной модели заключается в том, что ничего нельзя и переделать в жизни клиента, помимо его воли и желания. Специалист по социальной работе должен не просто воздействовать на клиента своими специфическими средствами, а взаимодействовать сотрудничать с ним. Осуществляемое взаимодействие будет являться более разносторонним и широким, чем при нормативной модели в рамках «проблема – лечение». Ведь цель специалиста заключается не в том, чтобы, решая ситуацию, клиента, бесстрастно указывать, что и как делать, как следует поступать.
Взаимодействие, должно строиться на различных подходах к клиентам, а для этого специалистам необходимо иметь представление о клиентах социальной службы, для оказания им эффективной помощи.
Целью взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента, на наш взгляд, должно быть равноправное сотрудничество, направленное на самопознание клиента, самоуправление своими внешними и внутренними границами, необходимость их преобразований, а также возможностей их эффективного использования.
Проблемой социального взаимодействия между клиентом и специалистом занимались многие исследователи: Б.Н. Куприянов, М.В. Фирсов, В.И. Холостова, Н.П. Щукина и др.
Б.Н. Куприянов выявил необходимость актуализации внутренних ресурсов клиента социальной службы. Сформулировал задачу перед специалистами: поддерживать активную жизненную позицию клиента социальной службы, содействовать ему в развитии способностей, социального опыта самопомощи. Подчеркнул важность одного из принципов в социальной работе: опора специалиста на собственные силы клиента.
М.В. Фирсов в профессиональном социальном взаимодействии между специалистом и клиентом выделяет специфические черты, одной из которых является характер отношений между специалистом и клиентом. По мнению М.В. Фирсова в процессе социальной работы должны использоваться в основном субъект - субъективные отношения, причём помощь должна быть ориентирована, прежде всего, на активизацию потенциала самозащиты клиента и носит лишь вспомогательный характер.
В.И. Холостова рассматривая, специфику социального взаимодействия между специалистом и клиентом выявила, необходимость активной позиции клиента. Считая недопустимым решение специалистом проблемы самостоятельных индивидов, нельзя снимать с них и возлагать на себя ответственность за последствия их поведения.
Н.П. Щукина занималась исследованием проблем клиента в деятельности социальных служб. После проведённого исследования она выявила, что в фокусе внимания специалиста на первом месте стоит не клиент социальной службы, а в лучшем случае направления в работе, виды услуг. Сотрудники социальных служб в настоящее время ориентированы на взаимодействие с вышестоящими организациями, а не на работу с клиентом. Специалисты остаются ориентированными на пассивные формы работы с клиентом, носящие мероприятийный характер, на ожидании помощи в решении проблем клиента от государства.
Всё сказанное обусловило актуальность выбранной нами темы: «Выбор модели взаимодействия как условие формирования представлений специалиста по социальной работе и клиента».
Объектом исследования : формирование представлений специалиста по социальной работе и клиента.
Предметом исследования : выбор модели взаимодействия как условие формирования представлений специалиста по социальной работе и клиента
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--