Дипломная работа: Взаимодействие школы и социально-культурной сферы села на примере Назаровского района Красноярского
Введение. 3
Глава 1. Школа в социально-культурной сфере села. 6
1.1.Особенности социально-культурной среды современного российского села6
1.2.Школа как образовательный институт. 13
1.3.Особенности организации и функционирования сельских школ России. 22
Глава 2. Анализ места школы в социально-культурной системе села (на примере Назаровского района Красноярского края)30
2.1.Социальная ситуация развития сельского школьника. 30
2.2.Особенности социально-образовательной системы Назаровского района Красноярского края. 36
2.3.Характеристика системы образования в районе. 44
2.4.Участие сельского социума в развитии образования на селе. 50
2.5.Сельская школа как социальный культуросберегающий центр села. 55
Выводы.. 62
Литература. 63
Приложение 1. 67
Приложение 2. 73
Приложение 3. 97
Введение
Значительная часть населения Российской Федерации проживает на территории аграрно-сельского сектора. В сельском социуме складываются особые условия, определяющие специфику его влияния на социальное развитие детей: это близость к природе, непосредственное включение детей в жизнь и быт всего социума, социальная открытость и преобладание традиционных механизмов социализации, и одновременно – ограниченность социальных контактов, удаленность от современной культуры и производства, низкий уровень культурного и материального обеспечения населения.
Особой территорией России является Сибирь, имеющая свои природно-географические, социально-экономические, культурные особенности, влияющие на развитие образования. В настоящее время Сибирь становится регионом приоритетного социально-экономического развития (в связи с важностью занимаемого геополитического положения между Европой и Азией).
Образование в настоящее время становится важнейшим условием жизненной успешности человека, определяющим фактором развития и выживания самого общества. Развитие и модернизация системы образования России объявлено одним из важнейших приоритетов в социальной политике государства на период до 2010 года.
Важное место в социальной системе села, существенную роль в его сохранении играет школа, являясь не только образовательным, но и социальным, культуросберегающим центром. Сельская школа в образовательном пространстве России составляет 70,4 % от числа общих образовательных школ; в сельской местности обучается 28,8 % учащихся и работает 41 % педагогических кадров страны.
Наряду со школой, образовательно-воспитательные и социализирующие функции в селе выполняют и среда непосредственной жизнедеятельности человека, существующие нормы, обычаи и традиции, семья и родители, деятельность, в которую включается ребенок, средства массовой информации, литература и искусство, учреждения культуры и дополнительного образования и т.д. Для построения эффективной образовательной системы необходимо понимать и учитывать влияние социальной среды, знать условия жизни и развития ребенка, всего поколения молодежи, отражая эти особенности среды в нормативно-правовой базе регионов, и даже районов России.
Одним из основных сдерживающих факторов развития сельского образования сегодня является ограниченность ресурсов на селе: финансовых, материально-технических, педагогических. В связи с введением достаточно жестких образовательных стандартов сельская школа в содержании своей деятельности в значительной степени утратила свою специфику и стала ориентироваться на образовательную модель городской школы. Такая ориентация отрицательно влияет на развитие сельской школы, сельского социума в целом, на условиях и возможностях развития сельского школьника.
Таким образом, в развитии современного образования на селе наблюдаются противоречия между:
1. Зависимостью работы сельской школы и качества образования от региональных факторов, в частности от экономического положения региона – и нечетом этого фактора при построении образовательных программ;
2. Объективной ролью школы как социально-культурного центра села и отсутствием нормативно-правового, экономического и субъективного – на уровне педагогического коллектива и органов управления - признания этой роли;
3. Образовательными интересами сельских школьников и возможностью их полноценного удовлетворения в условиях сельской школы;
4. Вынужденной изолированностью сельских школьников и усиленной потребностью в социальных связях для успешной социализации в современном мире.
Целью данной дипломной работы является изучение места школы в социально-культурной сфере села, выявление возможностей и функций необразовательных учреждений в развития образования на селе (на примере Назаровского района Красноярского края).
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--