Дипломная работа: Взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги у студентов
ВЯТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Гуманитарный факультет
Кафедра общей психологии
Взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги у студентов
Выпускная квалификационная работа
студентки 5 курса
гуманитарного факультета
Карамышевой Юлии Геннадьевны
Научный руководитель - кандидат психологических наук, доцент
Никулина Е.В.
Киров 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги
1.1 Понятие эмоций в психологических исследованиях
1.2 Понятие и модели эмоционального интеллекта
1.3 Психологическая природа тревоги
Выводы по главе 1
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги у взрослых людей
2.1 Этапы исследования. Характеристика выборки
2.2 Методики исследования
2.3 Результаты эмпирического исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги
Выводы по главе 2
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Выпускная квалификационная работа посвящена сложной и значимой проблеме изучения взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги у студентов. В настоящее время данная проблема относится к числу недостаточно исследованных и требует как теоретического, так и практического изучения всех ее аспектов.
Актуальность исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги у студентов (период ранней взрослости по классификации Г. Крайг) обусловлена тем, что данная тема является мало изученной и слабо разработанной. В последнее десятилетие концепция эмоционального интеллекта как альтернативы традиционного интеллекта стала широко известной в психологической науке.
Многие сторонники данной концепции утверждают, что эмоциональный интеллект играет существенную роль в успешности повседневной деятельности. Так, некоторые авторы считают, что коэффициент эмоционального интеллекта имеет большую прогностическую ценность, чем простой интеллект.
Сегодня актуальность проблемы в большой степени обусловлена недостаточной разработанностью концепции эмоционального интеллекта в России. В настоящее время в отечественной психологической науке практически не проводится эмпирических исследований эмоционального интеллекта. Несмотря на наличие в зарубежных источниках разнообразных методик, направленных на определение уровня интеллекта, отсутствует их перевод на русский язык и адаптация на российской выборке.
Таким образом, актуальность исследуемой проблемы определяется как тенденциями развития научного знания, так и существующими потребностями социальной практики.
Отдельно хотелось бы обратить наше внимание на проблему изучения тревоги. Практически каждый современный человек, знает - как на своем личном опыте, так и из наблюдений над жизнью окружающих, - что в наше время феномен тревоги охватывает все стороны жизни. Несмотря на то, что тревога стала центральной проблемой во многих областях нашей культуры, понять эту проблему по-прежнему нелегко по той причине, что различные теории и исследования были и остаются не скоординированными между собой.
В отечественной литературе изучением проблемы взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги занимались такие авторы, как П.М. Якобсон (1958), В.К. Вилюнас (1973), Б.И. Додонов (1987), П.В. Симонов (1962, 1983, 1996), Л.И. Куликов (1997), В.О. Леонтьев (1982), Е.П. Ильин (2001) и др.
Из зарубежных авторов следует отметить З. Фрейда (1894), Р. Вудвортса (1950), Д. Линдсли (1960), П. Фресса (1975), Я. Рейковского (1979), Рувен Бар -Она (1985), К. Изарда (2000), Д. Мэйера (1990), П. Саловея (1990), Д. Гоулмана (1990).
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--