Дипломная работа: Взаимосвязь особенностей восприятия и дисграфических расстройств у детей с нарушениями зрения
Введение
Как известно, большой процент информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор. С самого рождения ребенка все его движения и предметно-практические действия осуществляются при участии и под контролем зрения.
Несомненно, что нарушения зрения обусловлены значительным ограничением чувственного познания. Зрительный дефект накладывает определенный отпечаток на процесс психического развития детей, ограничивая их возможности в восприятии предметного мира, ориентацию в нём, общение с окружающим и в целом сказывается на формировании личности, развитии различных видов деятельности.
При поступлении слабовидящего ребёнка в школу первичные и вытекающие вторичные отклонения приводят к школьной дизадаптации и трудностям усвоения учебной программы. Одним из важных видов деятельности в младшем школьном возрасте считается овладение письмом. А в силу особенностей восприятия у слабовидящих младших школьников на начальных этапах овладения письмом возникают трудности, а в дальнейшем это приводит появлению дисграфических расстройств.
Наличие дисграфии у младших школьников с нарушениями зрения затрудняет им и без того нелегкий процесс обучения. Поэтому нарушения письма у младших школьников с нарушениями зрения и их взаимосвязь с особенностями восприятия является актуальной для тифлопедагогики, тифлопсихологии, специальной психологии и логопедии.
Развитие отечественной тифлопедагогики и тифлопсихологии связаны с именами таких ученых как М.И. Земцова, Б.И. Коваленко, Н.Б. Коваленко, А.С. Ганджий, Н.Г. Крачковская, Н.В. Серпокрыл, Ю.А. Кулагин, Л.И. Солнцева, А.Г. Литвак, В.П. Ермаков, А.Б. Гордин, Григорьева Л.П. и др.
Проблемой изучения особенностей нарушения письменной речи у разных категорий аномальных детей занимались и занимаются такие исследователи: И.Н. Садовникова, Р.Е. Левина, Р.Н. Лалаева, И.В. Серебрякова, С.В. Зорина, Р.Д. Тригер, А.Н. Корнев, Е.И. Скиотис, Е.А. Логинова и др.
Актуальность обозначенной проблемы обусловила выбор темы настоящего исследования.
Цель данного исследования – выявить особенности восприятия, распространенность и виды дисграфий у младших школьников с нарушениями зрения, проследить их взаимосвязь и изучить особенности коррекционной работы с данной категорией детей.
Предмет исследования – взаимосвязь особенностей восприятия и дисграфических расстройств у детей с нарушениями зрения.
Объект – особенности восприятия и дисграфические расстройства у младших школьников с нарушениями зрения.
Исследование проводилось на базе комплекса школа – детский сад для слабовидящих детей. Исследование проводилось в течение 6 недель в период со 2 апреля по 12 мая 2008года.
Исходя, из цели и обозначенного предмета исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме.
2. Охарактеризовать клинико-психолого-педагогические особенности детей младшего возраста с нарушением зрения.
3. Выделить теоретические подходы к изучению взаимосвязи между особенностями восприятия и дисграфическими расстройствами.
4. Выявить и квалифицировать ошибки в письменных работах младших школьников с нарушениями зрения.
5. Изучить методики коррекционной работы по развитию зрительного восприятия и преодолению нарушений письма у младших школьников с нарушениями зрения.
6. Организовать эксперимент по данной проблеме.
7. Проанализировать результаты исследования и составить выводы.
8. Оформить материалы исследования в виде дипломной работы.
Гипотеза исследования – дисграфические расстройства у детей с нарушениями зрения тесно взаимосвязаны с особенностями восприятия и для успешного их преодоления необходимы правильно подобранные диагностические методики и системная коррекционная программа.
Для проведения исследования нами были использованы такие методы, как анализ литературных источников; эмпирические и интерпретационные методы.
1. Характеристика взаимосвязи особенностей восприятия и дисграфических расстройств у младших школьников с нарушениями зрения
1.1 Клинико–психолого-педагогические особенности детей с нарушениями зрения
Людмила Ивановна Солнцева в своих исследованиях отмечает, что наблюдение за детьми школьного возраста с нарушением зрения и анализ их психического развития, протекающего под активным воздействием внешней среды, показывают достаточно разнообразную и сложную картину психического статуса современного школьника с нарушениями зрения, обучающегося в условиях специальных учреждений для слепых и слабовидящих детей [42, c.3].
Нарушение зрения у детей бывает выражено в разной степени. Принимая за основу степень нарушения зрительного анализатора, детей со стойкими дефектами зрения делят на 2 группы слепых и слабовидящих.
В рамках данной работы нас будут интересовать особенности слабовидящих детей. Остановимся на их характеристике но – подробнее.
У слабовидящих детей острота центрального зрения на лучше видящим глазу с коррекцией очками равна от 0,05 до 0,4. К категории слабовидящих могут быть отнесены и дети с несколько более высокой остротой зрения, но имеющие другие нарушения функции зрения, как, например, сужения границ поля зрения. У слабовидящих детей зрение остается ведущим анализаторам, однако зрительное восприятия сохранено лишь частично и не является полноценным. У них нарушено светоизлучение, а цветовые характеристики воспринимаемого оттенка слишком бедны. Обзор окружающей действительности сужен и неточен. В связи с этим зрительное восприятие и впечатления ограничены, а представления имеют качественное своеобразие. У слабовидящих детей при наличие косоглазия затруднено бинокулярное зрение, т.е. такое зрение по определению в котором принимают участие оба глаза, а получаемые ими изображения сливаются в одно, соответствующие рассматриваемому предмету. [37, c.151]
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--