Доклад: Актуальные вопросы национальной безопасности России

Современный мир полон острых противоречий политического, эконо­мического, социального и историчес­кого характера. В этой ситуации особенно сложно приходится России, так как она имеет уникальные геог­рафическое положение, природные ресурсы, многонациональное населе­ние, разнообразные культурные и на­учные достижения. Поэтому для нашей страны очень важно обеспе­чение национальной безопасности, без которой невозможно ее разви­тие.

1

Основополагающим документом в области безопасности государ­ства является «Концепция нацио­нальной безопасности Российской Федерации».

В соответствии с существующей в России законодательной и нор­мативно-правовой базой нацио­нальная безопасность - это гаранти­рованная защищенность жизненно важных интересов личности, об­щества и государства, а также на­циональных ценностей и образа жизни от внешних и внутренних угроз (политических, экономичес­ких, военных, информационных, экологических и др.).

Следует различать систему национальной безопасности и систему обеспечения национальной безо­пасности. Первая - это функцио­нальная система, отражающая про­цессы взаимодействия интересов и угроз, а вторая - это система орга­нов, сил, средств, различных орга­низаций, призванных решать зада­чи по обеспечению национальной безопасности.

Для осуществления политичес­кой стратегии государства в облас­ти национальной безопасности на­циональные ценности должны быть выражены в предметной фор­ме. Ее они обретают в националь­ных интересах.

Под национальными интересами понимаются объективные потреб­ности гражданина, общества и го­сударства, вытекающие из особен­ностей социально-экономического и политического устройства госу­дарства, уровня его экономическо­го развития, исторически сложив­шегося места в международном разделении труда, специфики геог­рафического положения, нацио­нальных и культурных традиций. Национальные интересы реали­зуются во внешнеэкономичес­ких, внешнеполитических и во­енных доктринах, различного ро­да концепциях, программах и т. д.. Для каждого государства сущест­вует определенный набор крити­ческих параметров, нарушив кото­рые оно утрачивает свою самостоя­тельность и даже может перестать существовать. Эти критические па­раметры охватывают области, в на­ибольшей степени связанные с проблемой выживания, к кото­рым относятся прежде всего меж­дународные, внутригосударствен­ные политические и социальные отношения, экономика, экология, здравоохранение, культура и др.

На основе национальных инте­ресов соответствующие институты и органы государственного управ­ления вырабатывают и формулиру­ют цели государственной полити­ки, отражающие интересы граж­дан, общества и государства. Для их осуществления руководство страны вырабатывает и осущес­твляет специальные меры.

Интересы, трансформировавши­еся в цели государственной поли­тики, выносятся государственны­ми институтами на мировую арену, где и формируется международная политика и проявляется конфликт­ность межгосударственных отно­шений. Если состояние государ­ства характеризуется нестабиль­ностью его политического, эконо­мического, социального и национального базиса, противоречи­востью интересов различных соци­альных групп и слоев, осложняют­ся отношения на внутригосудар­ственном уровне. В результате обострения противоречий в обоих случаях возникают реальные угрозы тем или иным интересам, внешние и/или внутренние. Причем в силу объективности и неизбежности многообразия интересов личности, общества, государства рождаются противоречия, которые могут стать источником потенциальных угроз их безопасности.

Угроза безопасности - совокуп­ность условий и факторов, создаю­щих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Угроза может быть внешней или внутренней в зависимости от того, где расположен источник опаснос­ти. Если опасность исходит от дру­гого государства или его граждан, то угроза признается внешней, ес­ли же нанесение вреда исходит со стороны сограждан государства, то это внутренняя угроза.

Деление угроз безопасности на эти два вида имеет практическую значимость, хотя в настоящее вре­мя воздействие многих угроз носит трансграничный характер. К ним относятся политические, военно-политические или силовые угрозы интересам и безопасности Рос­сийской Федерации, которые сов­мещают в себе черты внутренних и внешних угроз и, будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источникам возникнове­ния и стимуляции, возможным участникам и т.д.) являются внеш­ними. Трансграничные угрозы для безопасности РФ и для российско­го военного планирования будут иметь тенденцию к возрастанию.

К числу таких угроз можно от­нести: создание, оснащение, обес­печение и подготовку на террито­рии других государств вооружен­ных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории Российс­кой Федерации или территориях ее союзников; деятельность прямо или косвенно поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепарати­стских, национальных или религи­озных экстремистских группиро­вок, направленная на подрыв конституционного строя РФ, соз­дание угрозы территориальной це­лостности РФ и безопасности ее граждан; трансграничная преступ­ность, включающая контрабанд­ную и иную противозаконную дея­тельность в масштабах, угрожаю­щих военно-политической безо­пасности Российской Федерации или стабильности на территории союзников РФ; ведение враждеб­ных по отношению к России и ее союзникам информационных (ин­формационно-технических, ин­формационно-психологических и т.д.) действий; деятельность между­народных террористических орга­низаций; деятельность наркобиз­неса, создающая угрозу транспор­тировки наркотиков на террито­рию РФ или использование терри­тории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.

В соответствии с принципом все­объемлющей безопасности и в за­висимости от рода угроз, масшта­бов и средств их воздействия на объекты безопасности различают политическую, экономическую, военную, технологическую, ин­формационную, экологическую, генетическую и другие виды безо­пасности страны.

2

Под обеспечением националь­ной безопасности Российской Фе­дерации понимается целенаправ­ленная деятельность государствен­ных и общественных институтов, а также граждан по выявлению, предупреждению угроз безопас­ности личности, общества и госу­дарства и противодействию им в качестве обязательного и непре­менного условия защиты нацио­нальных интересов России. Она проявляется в определении поли­тическим руководством страны це­лей и постановке принципиальных задач по защите национальных ин­тересов страны и выработке форм, методов и способов достижения этих целей.

Политика национальной безо­пасности осуществляется на прин­ципах строгой законности; соблю­дения баланса интересов личности, общества и государства; взаимной ответственности личности, обще­ства и государства за национальную безопасность и интегрированности с международными система­ми коллективной безопасности.

Главной целью обеспечения на­циональной безопасности России является создание и поддержание необходимого уровня защищен­ности жизненно важных интересов всех объектов безопасности, созда­ющего благоприятные условия для развития личности, общества и го­сударства и исключающего опас­ность ослабления роли и значения Российской Федерации как субъ­екта международного права, под­рыва способности государства реализовывать национальные интере­сы Российской Федерации.

Данная цель достигается путем решения целого ряда задач. Основ­ными из них являются:

- своевременное прогнозирование и выявление внешних и внут­ренних угроз национальной безо­пасности Российской Федерации;

- реализация оперативных и дол­госрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

- обеспечение суверенитета и территориальной целостности Рос­сийской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;

- обеспечение на территории России личной безопасности чело­века и гражданина, его конститу­ционных прав и свобод;

- укрепление правопорядка и сохранение социально-политичес­кой стабильности общества;

- обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Рос­сийской Федерации всеми гражда­нами, должностными лицами, госу­дарственными органами, полити­ческими партиями, общественными и религиозными организациями;

- подъем и поддержание на дос­таточно высоком уровне военного потенциала государства;

- укрепление режима нераспро­странения оружия массового унич­тожения и средств его доставки;

- принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иност­ранных государств, направленной против Российской Федерации;

- выявление, устранение и пре­дупреждение причин и условий, порождающих преступность;

- усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механиз­ма ее применения;

- укрепление системы правоох­ранительных органов, прежде всего структур, противодействующих ор­ганизованной преступности и тер­роризму, создание условий для их эффективной деятельности;

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 342
Бесплатно скачать Доклад: Актуальные вопросы национальной безопасности России