Доклад: Алентова Вера Валентиновна

Народная артистка России, Лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, Академик Российской академии киноискусств

Родилась 21 февраля 1942 года в городе Котласе Архангельской области. Отец - Быков Валентин Михайлович (1917-1946), актер. Мать - Алентова Ирина Николаевна (1917- 1988), актриса, работавшая во многих театрах бывшего Советского Союза. Муж - Меньшов Владимир Валентинович (1939 г.рожд.), Народный артист России, Лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, обладатель премии "Оскар", присуждаемой Американской академией киноискусств. Дочь - Меньшова Юлия Владимировна (1969 г.рожд.) - популярная телеведущая, лауреат премии ТЭФИ. Внук - Андрей (1997 г. рожд.).

Вера Алентова родилась в семье актеров. Отец умер, когда девочке не было еще 4 лет, и с тех пор мама часто повторяла, что все у ее Верочки будет хорошо, потому что Бог жалеет сирот и помогает им. Вскоре Вера с мамой уехали в теплые и сытные края на Украину, навсегда оставив родной Север, но никогда не отрываясь от него душой. До сих пор Вера Валентиновна с гордостью называет своей родиной Север и считает северян людьми необыкновенными и замечательными.

Детство Веры, как почти и у всех военных и послевоенных детей, не было легким: еды было мало, о сладостях вообще даже мыслей не возникало, игрушки были из картона, заботливо вырезанные и разрисованные карандашом маминой рукой, из одежды - одно фланелевое платье, опять же сшитое мамой из своего старого халатика, из жилья - подвальное помещение гримуборной театра, без дневного света. Мама много работала, Вера ходила в садик, потом в школу и подолгу оставалась одна с самого раннего детства.

Одиночество научило Веру думать о смысле бытия, и ей никогда не было скучно с самой собой. Природная склонность к фантазиям мгновенно выводила ее в лидеры детского коллектива по части всевозможных игр. Она придумывала невероятные истории и разыгрывала их с дворовыми ребятами, раздавая им роли, как в театре, и придумывая им костюмы из цветов, листьев и всякого подручного материала: старых занавесок, дырявых кастрюль, рваных чулок и панамок. Она самозабвенно танцевала с ребятами придуманные ею экзотические танцы, мгновенно сочиняла мотив на любые стихи и иногда собирала родителей во дворе, чтобы они посмотрели их детские представления. Но это не было театром - это были скорее игры с беготней и прыжками по крышам сараев, лазанием по деревьям и пожарным лестницам. Действующими лицами были прекрасные принцессы, благородные рыцари и, конечно, злые силы, мешающие победить Добру и Благородству. Но Добро всегда побеждало, дети с восторгом смотрели Вере в глаза.

Актеры периферийных театров - люди непоседливые, и Вера вместе с мамой часто меняла место жительства. В школу пошла на Украине, поучилась в Узбекистане, окончила десятилетку на Алтае. После школы поступала в медицинский институт в городе Барнауле, но, мечтая стать актрисой, одновременно с поступлением в вуз решила втайне от мамы показать свои актерские данные в Барнаульском драматическом театре, где работала ее мама, и была принята в труппу на должность актрисы вспомогательного состава.

Это было огромное достижение, это было признание Вериных способностей. Медицинский был забыт навсегда, но дома разразился невероятный скандал. Не помогло и заступничество отчима Веры, тоже актера, под крылом которого она и затеяла это сказочное превращение обычной школьницы в актрису, пусть даже и вспомогательного состава. Мама негодовала не только потому, что не была посвящена в "тайну", а и потому, что не признавала на профессиональной сцене любительщины. Она предложила дочери поехать в Москву и поступить в театральный институт: "Талантливая - возьмут, бездарная - нечего делать в театре". Таков был вердикт мамы и обжалованию он не подлежал. Ни о какой работе актрисой, разумеется, не могло быть и речи. Мама предложила Вере вместо театра пойти на завод поработать там и "поизучать жизнь очень полезно для будущей актрисы, тем более, что в этом году время для поступления в институт упущено, а уж в следующем дерзать".

Проработав год на барнаульском меланжевом комбинате в должности чернорабочей, Вера следующим летом поехала в Москву с надеждой поступить и с желанием, что было в тот момент гораздо важней, доказать, что она талантлива и что ее желание стать актрисой не блажь, а вполне осознанное чувство правильно выбранного пути.

В 1961 году Вера поступила в Школу-студию имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТе (вуз). В институте были замечательные, прославленные на весь мир педагоги-актеры, живы были еще знаменитые мхатовские "старики", которые смотрели студенческие работы и ставили студентам свои оценки, но для Веры навсегда самым строгим судом оставался суд мамы. Она с детства боготворила ее, и любое слово мамы было для нее законом. Мама была строгой, безмерно любила дочь, гордилась ею, но хвалила очень редко. Планка, которую должна была взять ее дочь, была так высока, что достичь ее не представлялось возможным никому, кроме материнского любящего и требовательного сердца. Вера училась увлеченно, ее любили педагоги и прочили ей блестящее будущее на мхатовских подмостках, еще второкурсницей ее готовили для поездки на гастроли в Америку с большой ролью.

На 2-м курсе Вера вышла замуж за студента Володю Меньшова и тем самым подписала себе "приговор". Педагоги недоумевали и даже пытались удержать Веру от этого безрассудного шага. Студент Меньшов, по мнению большинства педагогов, был бесперспективен. Вслух об этом, конечно, не говорилось, но всем было ясно, что столичная карьера Веры закончена. Новоявленные супруги ни о чем подобном даже не задумывались, Вера была уверена в таланте своего молодого мужа, до окончания института было еще далеко, и ей казалось, что у педагогов еще уйма времени, чтобы рассмотреть поближе студента Меньшова и убедиться в своей неверной оценке его дарования. Юные супруги оптимистично и бесстрашно смотрели в свое будущее. Студент Меньшов к концу 3-го курса понял, что режиссура ему интереснее, чем актерство, и даже хотел перевестись на режиссерский факультет, правда уже ВГИКа, но педагоги посоветовали закончить театральное образование, оно, мол, и в режиссуре не помешает. Вера ждала окончания института в 1965 году в уверенности своей нужности МХАТу и в ожидании больших ролей и неожиданных и радостных открытий. Жизнь оказалась суровее ожиданий, и в момент выдачи дипломов и зачитывания листка распределения студентов выяснилось, что все студенты взяты на работу - кто в родимый МХАТ, кто в "Современник", а Вера, Володя и еще парочка совсем захудалых студентов не нужны решительно никому. Выяснилось также, что поступить сразу к своему любимому режиссеру Михаилу Ромму, который набирал курс во ВГИК, Меньшов не может, так как, оказывается, есть закон, по которому студент, получивший одно образование, обязан отработать по специальности 3 года.

Меньшов уехал в Ставрополь, и в 1965 году Вера поступила на работу в Московский театр имени А.С. Пушкина, где сыграла ряд замечательных ролей классического и современного репертуара.

Немногим из студентов Вериного курса, взятым на работу в престижные театры, удалось сыграть большие роли и стать популярными. Алентова же считала, что актер растет на ролях, и даже думала, что есть некий промысл Божий в ее непопадании на работу в "главный" театр страны. МХАТ всегда был переполнен талантами, так как вбирал в себя лучших из своей школы, но этих лучших за время существования Школы-студии накопилось так много, что они годами простаивали без работы, теряя квалификацию и веру в свой талант. Редким из большинства удалось сказать свое слово и громко заявить о себе, остальные пополнили собой "кладбище талантов", как резко, но справедливо называли актеры между собой этот великий некогда театр.

В театре имени А.С. Пушкина не было актрисы такого плана, как Алентова, и Вера Валентиновна окунулась в мир своих детских грез, встретившись с драматургией Бернарда Шоу ("Шоколадный солдатик", 1966), Джона Б. Пристли ("Сокровище", 1976), Фридриха Шиллера ("Разбойники", 1975), Р. Огорда ("Сочная вырезка для фрекен Авсениус", 1982), Эдуарде де Филиппе ("Призраки", 1992).

Кроме того, Алентова играла в пьесах Александра Островского "Невольницы" (1972) и "Светит, да не греет" (1988), в спектаклях "Зыковы" (1968) и "Дети солнца" (1979) Максима Горького, в "Последних днях" Михаила Булгакова (1974), в "Кафедре" В. Врублевской (1981), а также в постановках произведений Валентина Катаева, Михаила Шолохова. И современная драматургия не обошла своим вниманием Алентову, а спектакли по пьесам Надежды Птушкиной, Леонида Зорина до сих пор в ее репертуаре.

Владимир Меньшов, проработав год в Ставрополе и попробовав там себя в качестве режиссера, не оставил надежды на учебу во ВГИКе у Михаила Ромма, привез свои работы ему на суд и так ими и своим восприятием жизни понравился Михаилу Ильичу, что тот взял его сразу на 2-й курс, придумав специально для Меньшова "аспирантуру по режиссуре". В 1969 году у Алентовой и Меньшова родилась дочь Юля, которая росла как все обычные дети.

У театра имени А.С. Пушкина, как и у всякого живого организма, бывали разные периоды жизни: времена расцвета и времена серого и скучного существования, но он никогда не принадлежал к числу популярных театров, отмеченных любовью критики, а скорее наоборот, как нелюбимое дитя у матери, боролся за свое существование и лишь иногда прорывался изумительными спектаклями.

Алентова работала с разными режиссерами, застала еще Равенских, который поставил с ней "Шоколадного солдатика" Б. Шоу. Спектакль был любим зрителями и прошел более 300 раз с неизменным успехом. Спектакль "Невольницы" по пьесе А. Островского в постановке молодого режиссера А. Говорухо наделал много шума в театральной Москве неординарностью решения всего спектакля и блистательной работой Алентовой - главной героини спектакля - Евлалии. Художник В. Шапорин оформил спектакль так красочно и так точно, что каждое открытие занавеса и каждое появление Алентовой в новом костюме захватывало дух от невероятной красоты и встречалось бурными аплодисментами благодарных зрителей. Спектакль признали и критики, о нем писали много и интересно. Алентова получила диплом 1-й степени имени А. Островского за исполнение роли Евлалии, спектакль шел с очень большим зрительским успехом много лет, а сама Вера Валентиновна считает этот спектакль для себя этапным. Роль Евлалии, в режиссерском решении А. Говорухо, настолько разнообразна, интересна и трудна для исполнительницы, что, одолев ее, Алентова впервые почувствовала себя вполне сложившейся актрисой.

Спектакль "Я женщина" по сценарию В. Мережко был поставлен режиссером Б. Морозовым в 1984 году. Сценарий предназначался для фильма, но кинематографические власти сценарий по неведомым причинам именно в 1984 году запретили (позже он появится в прокате под названием "Прости"), театральные же власти оказались либеральнее и поставить спектакль разрешили, правда, под своим тщательным контролем, и это обернулось для спектакля небольшим, но существенным изменением драматического финала. Спектакль все равно получился. Алентова играла свою героиню Машу, находящуюся на грани нервного срыва, в таком мощном эмоциональном накале, что зрители еще долго после окончания спектакля, были под его воздействием. Спектакль на многие годы стал любимцем театральной Москвы, на него невозможно было достать билет, его смотрели по несколько раз, а театральные фанаты помнят до сих пор все перипетии страданий полюбившейся Маши и жалеют, что спектакль больше не идет.

Интереснейшей работой Алентовой был девятисерийный телефильм "Такая короткая долгая жизнь" по сценарию И. Ольшанского и с режиссурой К. Худякова. Главная героиня телефильма - Настя начинает свою жизнь на экране совсем молодой женщиной, и вся ее нелегкая судьба, связанная с потерей ребенка, переездом из деревни в город, войной, обретением нового трудного счастья, рождением другого ребенка и воспитанием его, проходит на глазах зрителей в течение почти 20 лет. Фильм вышел на телеэкраны в 1976 году, тогда сериалы были внове, и Москва завороженно следила за ставшими родными героями телефильма. После выхода сериала на экраны Алентову никто не узнавал: роль была для нее необычна, актеры называют такие роли характерными с переменой привычного внешнего облика. Актриса не боялась быть на экране некрасивой, и, когда коллеги по театру говорили Алентовой, что даже они, так хорошо знавшие актрису, поначалу не узнали ее, Вера Валентиновна считала это для себя высшей похвалой.

Своим кинодебютом Вера Валентиновна считает фильм "Москва слезам не верит". Теперь уже ставший кинорежиссером Владимир Меньшов, так неверно оцененный в свое время педагогами Школы-студии МХАТ, снял этот свой второй по счету фильм, получивший мировую любовь кинозрителей и множество наград как отечественных, так и зарубежных в 1979 году. В феврале 1980 года фильм вышел на экраны страны и начал свое победное шествие по всему миру. Его сразу же купили для проката более 100 стран, а исполнителей главных ролей рвали на части, приглашая на премьеры на все континенты земного шара. За один только 1980 год и только в нашей стране фильм посмотрели 90 миллионов человек.

Вера Алентова с 1980 года является членом Союза кинематографистов. В том же году она получила приз "Сан-Мишель" за лучшее исполнение женской роли на международном кинофестивале в Брюсселе. В 1981 году по опросу читателей журнала "Советский экран" она была признана "лучшей актрисой года". В том же году Алентова стала лауреатом Государственной премии СССР, а фильм получил высшую награду Американской академии киноискусств - "Оскара".

В 1982 году Вера Валентиновна получила звание Заслуженной артистки РСФСР. Фильм так полюбился зрителям, что героев фильма с актерами отождествляли, а Алентовой настолько поверили, что дважды избирали депутатом Краснопресненского районного совета 19-го и 20-го созывов.

В 1983 году на экраны страны вышел фильм "Время желаний" режиссера Юлия Райзмана с Алентовой в главной роли. Это был последний фильм великого мастера и остался в благодарной памяти актеров, с ним работающих, как прикосновение к некой тайне. Тихо и неспешно Райзман умел создавать на съемочной площадке атмосферу любви и поклонения друг другу.

За роль Светланы в фильме Райзмана Алентова была удостоена звания лауреата Государственной премии РСФСР (1986). В 1992 году Вера Валентиновна получила звание Народной артистки РСФСР.

Фильмов на счету у Веры Алентовой немного, но все они любимы зрителями и запоминаются надолго. Это и взбалмошная и глупая американка Кэрол, и ревнивая цыганка Земфира, и замочившая белье Люська в фарсовой эксцентричной комедии "Ширли-Мырли". Это и такая страшная по своей человеческой сути учительница Валендра из фильма "Завтра была война". И беззащитная в своем бракоразводном воинствующем неврозе Аля в фильме "Время для размышлений".

Последняя по счету кинороль Веры Алентовой - Соня в фильме Владимира Меньшова "Зависть богов", вышедшем на экраны в 2000 году, заслуживает отдельной строки. Это работа Мастера, а сама Алентова считает эту роль предварительным подведением итога прожитой жизни, а фильм - мощным отражением жизни целого поколения и философским осмыслением огромного отрезка времени в жизни страны, в период зарождающихся в умах надежд на перемены. В этом фильме возможно посмотреть на самих себя вчерашних с сегодняшних позиций. Фильму "Зависть богов" удалось с почти документальной точностью восстановить атмосферу 1980-х годов, в которых всепоглощающая любовь героини Алентовой - Сони и французского переводчика Андре обречена на трагическую гибель.

Вера Алентова с 1966 года является членом Союза театральных деятелей, а в 1993 году она стала президентом Благотворительного федерального фонда социальной защиты членов СТД Российской Федерации. Фонд старается в меру своих малых сил помочь театральным работникам, попавшим в беду, и неработающим театральным деятелям, живущим в острой нужде.

В том же 1993 году Алентову пригласил к себе в антрепризу Леонид Трушкин. Его театр знаменит шумными премьерами и громкими именами. Спектакли театра пользуются неизменной любовью зрителей.

В настоящее время Алентова является актрисой Театра имени Антона Чехова, где она занята в спектаклях "Пизанская башня" Н. Птушкиной, "Чествование" Слейда, "Поза эмигранта" Г. Слуцка и др.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 156
Бесплатно скачать Доклад: Алентова Вера Валентиновна