Доклад: Братья Рони
И. Тюлин
Рони, братья, Жозеф Анри Оноре Бёкс (Joseph Henri Honoré Boëx, 1856—) и Серафен Жюстен Франсуа Бёкс (Séraphin Justin François Boëx, 1859—) — французские беллетристы, последователи Гонкуров, подобно им часто писавшие свои произведения сообща под общим псевдонимом Ж. А. Рони (J. H. Rosny). Рони являются виднейшими представителями неонатуралистического романа во Франции. В 1896, по завещанию Эдмона Гонкура, оба брата стали членами созданной им Академии Гонкуров, в которой Р.-старший занял затем место президента и играл роль идеологического руководителя целого литературного направления.
Р. мыслят роман как научное изучение изображаемых ими типов, характеров и явлений. Будучи по преимуществу социальными бытописателями, они в то же время избегают всякой социальной заостренности и пафоса классовой борьбы. В ряде интересных романов, как-то: «Le Bilatéral» (1887), «Les âmes perdues» (1899), La vague rouge» (1910), они подходят к проблеме социализма. Но каждый раз, не вскрывая классовой сущности общества, они выводами своими прежде всего взывают к состраданию и доброте читателя, а не призывают его бороться против социальной несправедливости.
Как и Гонкуров, стремление изучить и документировать свои этюды приводит Р. к социальным «низам», где резче и стихийнее проявляются чувства. Но они ищут здесь лишь сюжета и материала.
Первое печатное произведение Р.-старшего — «Nell Horn» (Нелль Хорн, 1886), роман из нравов лондонских бедняков, сразу определивший социально-«аполитичный» облик его. Он навсегда остался писателем для читающей буржуазии. На нее же рассчитаны и его романы, описывающие быт и нравы парижского литературного мира, напр. «Marc Fane» (Марк Фан, 1888), «Les Corneilles» (Корнели, 1888), «Le termite» (Термит, 1890).
В своих романах из времен каменного века Р. нашли вполне оригинальную сферу романа, тематика которого, социально-бытовая по сути обогащена всеми возможностями, которые давала воображению художника доисторическая эпоха. В этой области они дают своего рода шедевры. Уже в первых опытах этого рода («Les Xipéauz», 1887, «Vamireh», 1892) они сумели дать увлекательную гипотетическую реконструкцию доисторического быта и нравов. В них и в последующих (как «La guerre du feu», 1911, «L’êtonnant voyage de Hareton Ironcastle», 1922) они мастерски изображают стихии природы, гигантских животных и примитивные человеческие существа, в которых однако ощущаются зачатки всех свойств и инстинктов, нашедших свое развитие и в последующие эпохи. Ища разрешения своих социально-философских проблем в людях каменного века, Р. задают себе вопрос, должно ли вечно длиться господство человека над миром, и, пытаясь удержаться на научной почве, приходят в этом космическом плане к отрицательному ответу («La mort de la terre», 1912).
Преемники Гонкуров, Р. родственны им и импрессионистическим стилем. Они подчас злоупотребляют красочностью и богатством своего словаря: их произведения нередко загромождены образами и перенасыщены красками. Однако, хотя Р. и заслужили упреки в отсутствии меры, все же язык их отличается своеобразием и силой. Им удалось обогатить лит-ую речь научной терминологией, подчинив ее своим художественным целям.
Список литературы
I. В русском перев.: Нелли Горн из армии спасения. Роман, СПБ, 1885
До потопа. Роман из жизни первобытных людей, СПБ, 1892
То же, под загл.: Вамирех. Повесть из первобытных времен, СПБ, 1901 (и нов. изд., М., 1922)
Золотой телец, Героическая поэма, СПБ, 1899
Под гнетом жизни, Соц. роман, СПБ, 1908
Марта Баракэн, СПБ, 1910
Борьба за огонь, Доисторический роман, СПБ, 1911 (и др.: Гиз, М., 1920
М., 1924
М. — Л., 1927)
Гибель земли, СПБ, 1912
Власть улицы. Роман, М., 1914 (и др.: М., 1918
М., 1919
М., 1922)
Красный вал. Роман, Л., 1924 (тоже: Красная волна, М., 1925)
Удивительное приключение Чартона Айронкестля, Л., 1924
Улица. Роман, Л., 1924
Хищник-гигант, П., 1924
Шквалы. Роман, Л., 1925
Клэр Тэссель. Женщина-адвокат. Роман, Л., 1926
Последняя защита. Роман, М. — Л., 1926
Красный прибой. Рассказ, М., 1926
Карьера молодой девушки. Роман, М., 1927
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--