Доклад: Детский музей как фактор формирования исторического мышления

Процессы, происходящие ныне в нашем обществе, сложны и неоднозначны.

С одной стороны, это демократизация политической и общественной жизни, освободившая музеи от давления идеологии и прямого вмешательства органов управления в музейную практику. С другой стороны, рыночная экономика, диктующая свои законы, поставила музеи перед фактом выживания. С третьей же стороны, музеи - это всегда социальный заказ самого общества, а вернее тех, кто его формирует.

Таким образом, оказавшись в суровых перипетиях сегодняшнего дня, к музею предъявляются и серьезные требования - основное из них: органичное сочетание всего многообразия национальных, социальных, духовных и культурных аспектов жизни социума.

Говоря о музеях вообще, нельзя не отметить, что на стыке 2-х столетий в связи с процессами неудержимой демократизации нашего общества все большее внимание прогрессивной общественности уделяется вопросам воспитания подрастающего поколения. «Издержки» демократии привели к тому, что зачастую в стремлении «жить красиво» наши дети теряют свое национальное «лицо», становятся приверженцами космополитизма. Нравственные и духовные ценности частью молодежи все больше ставятся под сомнение, переоцениваются. К сожалению, средства массовой информации сами того не осознавая, вносят свою не всегда благовидную лепту в дело воспитания детей и подростков.

Что же предлагается нашим детям?

Писатель Юрий Бондарев ответил на это так: «Культуру Запада сплошь загромоздили грозные символы века: преступность, мафия, рак, наркотики, террор, сексуальная революция, наконец, СПИД. Все эти «прелести» больной цивилизации постепенно импортировались к нам и «философски» встреченные плюралистами, либералами, они закрепились у нас в 80-х и 90-х годах. И произошло апокалиптическое нарастание всеобщего разврата мысли, повальное поглупение, усадочная деградация общества... Втаптывают в грязь человеческую душу, стыд, совесть, нашу великую культуру»(1). Конечно, можно с недоверием отнестись к словам уважаемого писателя-фронтовика, но на ситуацию разрушения, царящую ныне в обществе, прикрыть глаза, как говорится, невозможно... Так же, как и на ситуацию созидания, причем основу его составляет «любовь - к родному краю, родной культуре, к родной речи. Начинаясь с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе и постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре». Эти слова, принадлежащие русскому просветителю Дмитрию Лихачеву, как никогда созвучны нашему времени.

В условиях противостояния двух систем ценностей - российской и американской - приоритетным центром воспитания и образования подрастающего поколения детей и подростков призван стать, на наш взгляд, музей - своеобразный спутник в море жизненных ориентиров, способствующий социальному и интеллектуальному развитию, духовному росту и внутренней гармонии детей и подростков.

Ситуацию последнего десятилетия музейные специалисты во всем мире определяют как детский музейный бум, вызвавший к жизни такое новое для России понятие, как «детский музей». Хотя нужно оговориться, сказав, что корни этого понятия уходят в постоктябрьский период, а именно в 20-30-е годы XX cтолетия, и связан он с появлением т.н. «авторских» музеев, поскольку во главе создания и реализации идеи детского музея стояли люди талантливые и неординарные, энтузиасты своего дела. Но в силу их неординарности, с одной стороны, и преждевременности, с другой, судьба детских музеев была драматичной и они не получили своего развития в то время. Видимо, по содержанию и форме своего воплощения эти идеи казались достаточно смелыми(2).

Попытаемся кратко охарактеризовать их.

Детские музеи возникли в нашей стране на волне реформ педагогической системы. Безусловно, их было трудно отделить от школьных, создание которых было направлено на удовлетворение детских потребностей в игре и детском творчестве. Они стали средством выявления инициативы личности и коллективного творчества. Эту модель музея назовем музеем-мастерской.

Черты подобного музея видны в деятельности первого в России Детского клуба, созданного «Сетлементом» - обществом, основанным в 1905 году группой педагогов во главе с С.Т. Шацким, Л.К. Шлегер и А.У. Зеленко с целью ведения культурно-просветительной работы среди детей из малообеспеченных семей. Созданию клуба предшествовала поездка Александра Устиновича Зеленко, художника, архитектора и педагога в Америку, где он и познакомился с идеей «сетлементов», а также предложил собственную концепцию детского музея, не знавшую аналогов ни в то время, ни в последующие десятилетия. В клубе, также получившем название «Сетлемента» по вечерам собирались дети с окраин города Москвы для бесед с сотрудниками клуба и занятий в разнообразных кружках. Дети 8-9 лет занимались лепкой, иллюстрировали сказки. Группа мальчиков 8-11 лет пробовала свои силы в этнографических постройках. При клубе была устроена и комната, называемая «музеем», в которой собирались коллекции по ботанике и зоологии, были устроены полки для детских работ. Сам Зеленко считал, что ребенок познает мир через все органы чувств, а т.н. «чувственная грамотность» ребенка формируется «от впервые виденного, ощупанного, понюханного, испробованного». Это должно вызвать у ребенка острое желание что-нибудь сделать собственными руками. Но несмотря на то, что его идея Детского музея-дворца получила поддержку работников Наркомпроса, проект, опередивший время, так и не был реализован. В 1908 году общество «Сетлемент» было закрыто из-за попыток «проведения социализма среди маленьких детей».

Труд и ценные мысли создателей первых детских музеев в нашей стране не пропали даром. Перестройка, начавшаяся в середине 1980-х годов и всеобщая демократизация жизни в России, раскрыла ценность и бессмертие идей педагогов-теоретиков, важность кропотливой работы музееведов-практиков, прежде всего, в области культурно-образовательной деятельности. Особенно в 1990-е годы, отчасти под влиянием идей зарубежных коллег, определяющих детский музей как «место сосредоточения детской культуры» и синтезирующий в себе по их понятиям качества музея, школы, детской площадки, клуба и Диснейленда, но более в силу обстоятельств, у нас начинают создаваться самостоятельные детские музеи и музеи (центры) при традиционных музеях. Теперь они существуют во многих городах: Москве, Санкт-Петербурге, Зеленограде, Владимире, Карабихе (Ярославской обл.), Смоленске, Гагарине, Новгороде, Нефтегорске (Самарской обл.), Ноябрьске (Тюменской обл.), Каргополе, Череповце, Хабаровске, Петрозаводске (Карелии).

Эта тенденция ясно обозначилась благодаря проведению Первой Всероссийской конференции детских музеев, прошедшей в Ярославле в апреле 2001 года (3). Можно без преувеличения сказать, что на сегодняшний день детские музеи, пожалуй, становятся одними из самых динамичных и популярных групп, изменяющие представление и пределы традиционного музейного мира и существенно обновляющие всю систему образования - от низших ее ступеней (период дошкольного детства) - до верхних, включая образование взрослых.

В то же время, идея специализированного музея для детей по-прежнему вызывает неоднозначное отношение со стороны музейщиков и в нашей стране и за рубежом. Думается, что главная причина этого - неприятие «непонятого», ибо в лице детского музея и специалисты, и посетители встречаются с явлением малознакомым и отчасти скандальным, нарушающим традиционные представления о музее как хранителе ценностей. В основу феномена «детский музей» заложено немало своеобразных «мин», подрывающих представление о нем как о музее.

Во-первых, став благодаря множеству качеств - альтернативным, и при этом весьма эффективным образовательным институтом, детский музей признает возможность опираться не на подлинник (как это принято в музейной практике), а на любой предмет, коль скоро он служит целям образования. Следствием этого является второстепенное значение, вплоть до полного отсутствия, функций хранения и научного исследования коллекций, которых может просто не быть в этом своеобразном музее. Но то, что образование строится на предметной основе и в предметной среде, дает право детскому музею называться музеем.

Во-вторых, наличие образовательного пространства, которое специалисты называют интерактивным или игровым. Главным инструментом познания здесь становится пространство свободы, а главным инструментом познания сам ребенок, его физические действия и движения, опыт манипулирования с предметами, его собственный эксперимент. Подобное свободное пространство апеллирует к уникальности каждого ребенка, к его индивидуальным способностям, к его предшествующему опыту, знанию и стилю обучения.

Сегодня существуют две модели детского музея - американская и европейская.

В американской модели акцент, безусловно, делается на первом слове - детский. Первостепенная задача американских музейных педагогов - погружение ребенка в стихию игры и приключений, помогающих незаметно для себя приобретать знания и делать открытия). (Не случайно многие американские музеи носят название «комната открытий»). Следовательно, игровые методы и игровое пространство выходят там на первый план. Примером подобного пространства может служить экспозиция одного из старейших детских музеев мира - Бостонского детского музея под названием «Дом дедушки и бабушки», а также экспозиция «Загадки истории» детского музея г. Индианаполиса, где представлены деревянная хижина переселенцев (1830), городская улица начала XX века (1900) и французский магазин для торговли пушниной. В Индианаполисе также экспонируется действующая карусель конца XIX века, на которой, естественно, можно покататься. Формы общения с подобными экспозициями различны - забраться в почтовую карету, покрутить руль старинного автомобиля, надеть платье из времен прабабушек, или костюм вождя индейского племени, изготовить самим традиционное украшение, размолоть зерно в деревянной ступке.

В европейской модели акцентируется слово музей. Здесь в отличие от американской большое значение придается не только образовательной, но и музейной ценности экспоната. Интерактивность проявляется не так последовательно в экспозициях, будучи лишь сопутствующей. Далеко не все экспонаты можно трогать, а экскурсовод или музейный педагог остается порой весьма важным персонажем музейного занятия. Для музеев Европы с их приоритетом музейного предмета одной из центральных является идея погружения в определенную историческую реальность, в культурный контекст. Проекты дают возможность детям через соприкосновение с воссозданной реальностью, атмосферой «другой жизни» ощутить свою причастность к собственной истории и культуре, а также к культуре других стран и народов.

Конечно, разделение всего многообразия детских музеев на американскую и европейскую модели весьма условно, тем более, что в Европе есть музеи, созданные по американскому образцу и наоборот. Обратимся к конкретному примеру, подтверждающему приверженность немецких специалистов «американской модели».

Один из выставочных проектов Детского музея-мастерской «Калейдоскоп» во Франкфурте-на-Майне, возникшем в 1990 году - проект «Путешествие. Встреча с неизведанным» - опирался на собственный опыт детей, связанный с путешествиями, призванными расширить их представление о «другом» - странах, народах, культурах.

Путешествие по выставке начиналось с помещения, в котором находилось 10 различных чемоданов и дорожных сумок (как старинных, так и современных) и набор всевозможных вещей, которые обычно берут в дорогу. Задачей ребенка было самостоятельно собраться в путь. На первом пункте, где выдавались «настоящие» документы с официальной печатью и заполнялась декларация, осуществлялся паспортный контроль.

На следующем - дети знакомились с условиями путешествия (на примере Индии и Марокко). Далее нужно было выбрать транспорт и взять билет. В ходе продвижения по выставке дети посещали марокканский дом с подлинными предметами быта, обстановкой, одеждой. Еще одной остановкой в путешествии была мастерская, где можно было попытать свои силы в «другой» письменности (как от руки, так и на печатных машинках). И, наконец, завершалось путешествие изготовлением различных сувениров из кожи - браслетов, кошельков, поясов в традиционной индийской и марокканской манере.

На наш взгляд, эта игра-путешествие в прошлое «других» стран и народов способствует воспитанию в ребенке уважительного и терпимого (толерантного) отношения к ценностям «другой» культуры, которая ничуть не хуже, чем своя собственная. Просто она «дальше» от нас во времени и в пространстве.

Эта идея нашла свое удивительное воплощение в деятельности детского интерактивного музея - Дом сказок «Жили-были», учрежденного Благотворительным фондом «Русская семья» в 1995 году в Москве.

Итак, подытоживая вышесказанное о детском музее, можно выделить устойчивые черты и особенности, которые он приобрел в процессе своего развития как в нашей стране, так и за рубежом:

Это адресный музей, ориентированный на ребенка (а таковым считается человек, не достигший 18 лет) и семейного посетителя. Этим обуславливается его специфика и нацеленность на интересы и потребности этой аудитории.

Это образовательный музей, причем параллельно функции образования, выполняющей здесь главенствующую роль, приоритетной для детского музея решается проблема социализации подрастающего поколения.

Это интерактивный музей, который не может реализовать себя лишь в форме «витринных» экспозиций, как бы привлекательны они не были для ребенка. Создавая свои проекты, сотрудник детского музея заранее продумывает, как можно организовать взаимодействие аудитории с экспозицией. Обязательным является сочетание предметного материала с программой, ориентированной на проявление творческой активности посетителя. Там, где этого нет, нет детского музея.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 162
Бесплатно скачать Доклад: Детский музей как фактор формирования исторического мышления