Доклад: Диалоговая педагогическая технология
Диалоговая технология, её функции, элементы, компоненты.
В результате внедрения диалоговых технологий в обучении произошёл переход от традиционно сложившейся, инструктивной, личностно-отчужденной, однонаправленной модели обучения (экстрактивной), при которой преподаватель предъявлял конкретное и нормативно закрепленное содержание всем студентам без учета их индивидуальности и познавательных возможностей к личностно ориентированной модели, формирующей содержание обучения студентов при непосредственном и активном их участии и взаимодействии с преподавателем, объединенных общим предметом обсуждения и учитывающих индивидуальные особенности каждого студента.
Элементы диалоговой технологии:
* постановка целей и их максимальное уточнение;
* строгая ориентация всего хода взаимодействия на заданные цели;
* ориентация хода диалога на гарантированное достижение результатов;
* оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей;
* заключительная оценка результатов.
Педагогическая диалоговая технология в формировании новых понятий, призвана выполнить следующие функции :
* когнитивную;
* креативную;
* рефлексивную.
Компоненты педагогической диалоговой технологии:
* коммуникатор-учитель (тот, кто задает смысловую направленность диалога, ставит перед обучаемым «задачу на смысл», создает соответствующую смысловую установку или является транслятором определенного смысла);
* мотив и цель смыслообразования (то, что должно в диалоге порождать желание обучаемого вербализовать личностный смысл);
* содержание (потенциальное поле «кристаллизации» смыслов);
* код коммуникации (устный или письменный диалог);
* реципиент-ученик (его мотивационно-смысловые особенности);
* результат (обратная связь, выявляющая особенности смыслообразования в данном диалоге, соотносимом с уровнем учебного результата).
Формы диалоговой технологии.
Среди диалоговых технологий выделяют: проблемно-поисковые диалоги, семинары-дискуссии, учебные дискуссии, эвристические беседы, анализ конкретных ситуаций.
Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.
Действия преподавателя:
* должен организовать такую подготовительную работу, которая обеспечит активное участие в дискуссии каждого студента;
* определяет проблему и отдельные подпроблемы, которые будут рассматриваться на семинаре;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--