Доклад: Дольский Александр Александрович
Заслуженный артист России, лауреат Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы, лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады
Родился 7 июня 1938 года в Свердловске. Отец - Дольский Александр Викторович (1913 г. рожд.), Заслуженный артист России, солист оперы Свердловского академического театра имени А.В. Луначарского, а затем Куйбышевского театра оперы и балета. Мать - Дольская Елизавета Александровна (1912 г. рожд.), балерина, выпускница Ленинградского академического хореографического училища имени А.Я. Вагановой. Супруга - Дольская Надежда Александровна (1950 г. рожд.). Сыновья: Александр (1977 г. рожд.), Павел (1978 г. рожд.), Петр (1983 г. рожд.).
У Александра Дольского с раннего детства проявился музыкальный дар: он с ходу запоминал полюбившиеся мелодии, выучил наизусть почти весь репертуар Свердловского театра, где работали его родители, а в 10-летнем возрасте впервые вышел на профессиональную сцену - выступал в театре в составе хора мальчиков в операх "Пиковая дама" и "Кармен".
Вскоре у него возникло желание самому научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Александр выбрал гитару. Вопреки мнению матери, опасавшейся, что занятия гитарой отрицательно повлияют на успехи сына в школе, он сам достал гитару-семиструнку и вскоре уже играл в школьном оркестре. Позднее Александр экспериментировал на многих других инструментах: с 1-го курса Политехнического института играл в студенческом ансамбле на контрабасе, саксофоне, банджо, конферировал и даже писал тексты к модным тогда танцевальным мелодиям - року и твисту. Однако так и остался преданным рыцарем гитары.
Уже в 3-м классе Александр Дольский начал сочинять стихи. Года через три появились его первые песни, а в 1954 году он написал песню "Плакала девчонка, слезы не унять...". Ее судьба оказалась неожиданной: песню узнали, а потом многие годы пели дети в разных городах страны, считая народной.
Жизнь бросала А.Дольского в разные стороны. Трудовую деятельность он начал слесарем-инструментальщиком на заводе "Уралэлектроаппарат" (1956-1957), потом был солистом джаз-оркестра в Нижнем Тагиле. В 1958 году поступил на строительный факультет Свердловского политехнического института. В 1959-м одновременно стал заниматься на вечернем отделении Свердловского музыкального училища имени П.И. Чайковского по классу гитары у преподавателя Владимира Савиных.
Вскоре Дольский попал в руки известного на Урале гитариста и педагога Л.А. Воинова. Услышав игру начинающего музыканта, влюбленный в гитару Лев Алексеевич сам предложил с ним заниматься и несколько лет отдавал Дольскому не только время, но и душу. Он не щадил своего ученика, ставил перед ним сложные профессиональные задачи, заставлял играть классику: Э. Гранадоса, И. Альбениса, Э. Вилу-Лобоса, современных композиторов. Недаром в репертуаре А.Дольского есть песня, посвященная этому инструменту "влюбленных и романтиков":
Оркестрик бродяг и скитальцев -
На вид и легка и послушна.
До крови изранены пальцы
У тех, кто постиг ее душу.
Благодаря своему большому опыту, а может, интуитивно, Л.А. Воинов угадал настоящее призвание Дольского, понял, что игра на гитаре для него лишь ступень к чему-то большему. И когда Александр окончил музыкальное училище, учитель сказал ему: "Думаю, что в консерваторию поступать тебе не следует. Пусть гитара станет для тебя не работой, а радостью. Ведь круг твоих интересов гораздо шире, ты способен в искусстве ко многому..." Эти слова запали ему в душу.
Между тем после окончания института А. Дольский работал инженером-конструктором в тресте "Уралстальконструкция" (1963-1966), потом окончил аспирантуру Уральского политехнического института (1966-1969) и преподавал математические методы студентам кафедры "Экономика и организация строительного производства" (1969-1974), вел научные исследования. Ему предстояла бы, возможно, большая научная карьера. Однако его методика удешевления строительного проектирования была встречена в штыки, ибо противоречила личным интересам тысяч функционеров от науки.
Все эти годы Александр Дольский не порывал с творчеством. Еще будучи студентом он стал выступать в концертах Свердловской филармонии как солист-гитарист. Его стихи часто публиковала многотиражка Уральского политехнического института "За индустриальные кадры".
Может быть, некоторая разбросанность, всеядность в творчестве Александра Дольского продолжались бы и дальше. Но тут он впервые услышал Булата Окуджаву. Это было для него настоящим потрясением. Первые его опыты в новом жанре были подражательны, "дух Окуджавы" витал над ним. Но постепенно Дольский нащупывает свою манеру - его песни начинают отличаться подлинной поэтичностью, насыщаются неброской, не парадной романтикой, в них проступает какая-то особенная, светлая грусть; мелодии его пленяют акварельной прозрачностью; даже мажорные произведения лишены и намека на какую-либо разухабистость.
Как человек требовательный к своему искусству, А.Дольский понимал, что стихи, которые он сочиняет, не отвечают высоким критериям, что характер его песен определяет пока музыка. Александр ночами просиживает над книгами, изучая теорию стихосложения, по-новому прочитывая Пушкина и Шекспира, открывая для себя Уитмэна, Бодлера, Жака Превера, переводя зонги Бертольда Брехта. И настал момент, когда представительство музыки и поэзии в его творчестве становится равным. Это дает ему толчок к занятию теорией композиции.
С 1966 года начались активные поездки и выступления с сольными концертами по всему Советскому Союзу. Александра Дольского начинают приглашать на Свердловское радио, он пишет музыку для местных театров и киностудии. В 1965 году его песни впервые прозвучали на Всесоюзном радио в программах радиостанции "Юность", куда его приглашали, в частности, Б.Вахнюк, А.Якушева, Ю.Визбор. В 1967 году он впервые выступил на телевидении.
Но по-настоящему вера в себя пришла к нему на фестивалях самодеятельной песни. Сначала это были состязания бардов в самом Свердловске, затем в Новосибирске и Челябинске. Пробным камнем стал для него Фестиваль авторской песни в Москве, происходивший в 1967 году в Большом зале МГУ имени М.В.Ломоносова, где он успешно выдержал соревнование с такими уже признанными авторитетами, как С. Никитин и Б. Вахнюк.
В 1968 году А. Дольский принял участие в Первом Всесоюзном фестивале авторской песни в Новосибирском Академгородке, а вскоре состоялись его триумфальное выступление и победа на Фестивале самодеятельной песни памяти Валерия Грушина, который проходил на озере Майстрюково под Куйбышевым (ныне - Самара).
В 1970-е годы песни Александра Дольского становятся известными во всей стране, но содержание их, столь близкое публике, находившей в его поэзии источник жизнеутверждения, остается под запретом цензуры - как и все в литературе и театре, что было чуждо официальному, партией разрешенному искусству. Часть его многочисленных песен принадлежит в это время культуре андерграунда, но и здесь они разнятся от песен других авторов: их отличает высокая музыкальность, виртуозность исполнения и высокий поэтический смысл.
В 1974 году Александр Дольский переезжает в Ленинград. Он все сильнее стал ощущать тяготы своей раздвоенности. Как старший научный сотрудник Ленинградского НИиПИ градостроительства он занимался серьезными исследованиями в области экономики, а как музыкант и певец при первой возможности выезжал, вылетал во все концы страны на встречи со своими слушателями, каждый свободный час отдавал сочинительству. Именно тогда он окончательно отошел от любительства.
Переход в иное качество для А.Дольского был вполне закономерен, хотя и здесь, как это часто бывает, не обошлось без вмешательства случая. На этот раз судьба приняла облик Народного артиста СССР А.И. Райкина. В преддверии VI Всесоюзного конкурса артистов эстрады, проходившего в 1979 году в Ленинграде, он сказал Дольскому: "Саша! Не настало ли для тебя время определиться? Есть для этого прекрасная возможность - начинается эстрадный конкурс. Я верю в твой успех. А в случае чего... Наука от тебя не уйдет". Мнение Райкина, его веское слово сделали свое дело. Александр Дольский решил попробовать свои силы на конкурсе и был удостоен звания лауреата. Второе место (первое вообще не было присуждено) для конкурсанта-любителя, бросившего вызов профессионалам, стало своеобразной сенсацией. Следует заметить, что это первое и последнее участие поющего поэта в профессиональном конкурсе. Ни до, ни после ни один бард не принимал участия в подобных смотрах. Несмотря на первый значительный успех, сомнения не оставляли Дольского. Однако и тут Аркадий Исаакович не оставил его наедине со своими колебаниями. "Я верю - ты артист, - сказал он Александру, - и твое призвание - сцена". Дальнейшие раздумья стали неуместными после того, как Аркадий Райкин предложил ему стать артистом Ленинградского театра миниатюр.
В театре А.И. Райкина Александр Дольский исполнял свои лирико-философские песни, выступал как актер. В 1979 году его избирают членом ленинградского отделения Союза литераторов (драматургов). C 1980 года он вновь переходит в новое качество, став, как принято говорить, "свободным художником". В том же году выходит его первая пластинка-гигант "Звезда на ладони".
С 1989 года начались активные поездки А.Дольского с творческими выступлениями по России, Германии, США, Израилю, Австралии, Чехословакии, Сербии, Франции, Голландии, Великобритании. Пластинки Александра Дольского, выпущенные миллионными тиражами, распроданы полностью, его концертов ожидают во всех концах бывшего Советского Союза, и они собирают даже тысячные аудитории. Многие его песни стали в полном смысле слова народными, семейными и передаются от родителей к детям. Его творчество изучается в школах и в гуманитарных вузах. Его философия стиха - прекраснейшая, глубокая и вселенская. Юмор стиха - яркий, сочный, без тени опошливания. Мелодии - хороши, голос - в полной гармонии с душой.
В творчестве Александра Дольского есть одна особенность, выгодно отличающая его от многих исполнителей, поющих под собственное сопровождение на гитаре (как любителей, так и профессионалов). Если у них гитара играет подчиненную роль и аккомпанемент не выходит из пределов пресловутой тональности ре-минор, то гитара Дольского - его равный партнер, и ей принадлежит половина успеха. Пальцы его в свое время были "изранены струнами" не зря. Он владеет инструментом виртуозно, любимая им гитара плачет и смеется, по его желанию может отозваться хрустальным звоном клавесина, рассыпаться трелью балалайки, простучать сухой дробью барабана. И он с полным основанием включает в свои программы музыкальные пьесы, демонстрируя игру мастерскую, изящную, темпераментную.
Особенно взыскательно относится Александр Дольский к выбору репертуара, меняет его в зависимости от состава зала, строго придерживается последовательности исполнения песен в своих сольных концертах. Его выступление превращается в театр одного актера, в своеобразный спектакль, где перед зрителями проходит целая галерея персонажей - от романтика, влюбленного в свой город, до озорного шутника.
Дольский поет песни политические и детские, песни, сочиненные на стихи английских, американских, французских авторов. Ряд вещей написан им в модных танцевальных ритмах, однако их содержание да и манера исполнения чаще всего окрашены нотками некоторой пародийности. Но главной в его творчестве остается тема лирическая.
При всей разноплановости творчества он как автор и исполнитель ни одну из тем не решает в лоб, биение его мысли спрятано в тончайшем кружеве подтекста, оно всегда подкреплено чувством. И хотя в одной из своих песен он утверждает, что "не чувство, а мысль" призваны будить у людей сопереживания артисту, задушевность его песен все же рождается не только поэтическим обращением к разуму слушателей, но и мелодией и интонациями исполнения. За кажущейся простотой, безыскусственностью многих его строчек стоит общечеловеческое, близкое каждому.
К настоящему времени дискография Александра Дольского включает диски-гиганты, выпущенные фирмой "Мелодия": "Музыка над моей головой", "Старинные часы" (1979), "Звезда на ладони" (1980), "Государство синих глаз" (1981), "Ленинградские акварели" (1983), "Теплые звезды" (1985), "Прощай, ХХ век" (1987), "Оглянись не во гневе" (1988), "Пейзаж в раме" (1987), "На круги своя", "Тайная вечеря" (1991), "Российские барды. А. Дольский" (2000), а также компакт-диски: "Возвращение в Петербург" (1995), "Звезда на ладони" (1995), "Ангел-хранитель" (1996), "Недострелянная птица" (1996), "Туманы и дожди" (1997), "Русский вопрос" (1997), "Трава и ветер" (1997). С 1996 года вышли 10 компакт-дисков со старыми и новыми песнями: "Старинные часы", "Государство синих глаз", "Ленинградские акварели", "Теплые звезды", "Прощай, ХХ век", "Оглянись не во гневе", "Пейзаж в раме", "Музыка над моей головой", "На круги своя".
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--