Доклад: Дубай
В Дубае мало нефти. Однако, развивая торговлю и туризм, этот эмират сумел стать одним из богатейших на Аравийском полуострове. Здесь строят суперсовременные небоскребы, высаживают в пустыне миллионы деревьев и создают искусственные острова, которые видны даже из космоса.
2 декабря 1971 года в этом здании было подписано соглашение о создании Объединенных Арабских Эмиратов. Оно, конечно, невзрачное. Но во многом благодаря договору, подписанному в нем, выросли все эти небоскребы.
Когда были созданы Объединенные Арабские Эмираты, куда вошел и Дубай, его шейх Заид аль-Мактум отменил практически все налоги. Это дало мощный толчок развитию экономики ничем до того не примечательного княжества, расположенного в бесплодной пустыне на берегу Персидского залива.
Основную ставку шейх Заид сделал на торговлю – главным образом нефтью, которой богат соседний эмират Абу-Даби. Этот бизнес, как и все в стране, что дает значительную прибыль, находится целиком в руках шейхов. Как и все эти небоскребы, без которых трудно себе представить Дубай.
Шейхи вкладывали деньги в строительство не из пустого тщеславия – аренда офисов и плата за гостиничные номера приносят хозяевам огромную прибыль.
А всего несколько десятилетий назад самым солидным зданием эмирата был форт Аль-Фахиди, возведенный в конце XVIII века. Сейчас здесь музей, а раньше обитали дубайские шейхи.
Двести лет назад шейхи жили не во дворцах, а в хижинах. Зато с кондиционером. Точнее, его прототипом, так называемой ветряной башней. Эта башня открыта на все четыре стороны света, а ткань в ней натянута таким образом, чтобы в хижине всегда была хоть какая-то циркуляция воздуха.
Под отверстием ветряной башни – по-арабски барджиль – обычно располагалось хозяйское ложе. Но даже с таким подобием кондиционера жилище шейхов трудно назвать домом – это все-таки хижина.
Целые районы Дубая – вроде старинной Дейры – представляют собой сплошной рынок. Он существовал всегда, но после отмены налогов сюда устремились торговцы со всего мира. Пошлина за ввоз товара в страну здесь тоже необременительная – всего четыре процента.
В одной из лавок мне приглянулись, главным образом из-за цены, восточные туфли.
Уступить одну пару хозяин лавки пакистанец отказался наотрез. Кстати, все продавцы на дубайских рынках и в магазинах – приезжие. Местные арабы получают с них плату за аренду помещений.
Сердце торговой Дейры – Золотой рынок. Он не только самый большой в мире, но и самый дешевый — притом, что своих месторождений золота в Эмиратах нет. Все это великолепие произведено из российского, китайского и южноафриканского металла.
К золотым украшениям в арабском мире традиционно относятся очень трепетно.
В Дубае есть и ювелирные магазины, и ювелирные рынки. Но интереснее всего отправиться в мастерскую и посмотреть, как все эти украшения делаются.
Ювелирной мастерской руководит Хосеп Памбукян. Он армянин, родился в Дубае, в семье, которая девяносто лет назад бежала сюда из Турции, спасаясь от геноцида. Работают здесь индийцы, шриланкийцы, индонезийцы, выходцы из других азиатских стран. А принадлежит мастерская, естественно, арабу.
Вот с этой маленькой детальки начинается создание украшения. А дальше – стандартная технологическая цепочка. Изделие путешествует из одного помещения в другое. В каждом производится одна определенная операция.
Не вся продукция мастерской – серийная. Выполняют мастера и индивидуальные заказы – порой весьма своеобразные.
Я не удивилась, когда узнала, что лучшие клиенты этой ювелирной фирмы – выходцы из бывшего СССР. Они приносят восемьдесят процентов дохода. Ну а это, пожалуй, самый экстравагантный заказ – золотой пистолет с бриллиантами и, конечно, золотыми пулями.
В России у дверей такой мастерской стояла бы вооруженная охрана. Здесь же без нее обходятся – в Дубае практически нет преступности. При выходе каждый должен постоять на виброщетке, чтобы стряхнуть с подошв крупицы золота.
Массы товаров, которыми заполнены рынки и магазины эмирата, попадают сюда главным образом по воде. Через порт Дубая, благо он находится практически в самом центре Восточного полушария, текут также гигантские потоки транзитных грузов.
Дубайский порт – один из крупнейших в мире. В него заходят суда практически со всего света и привозят самые разнообразные товары и грузы. Вот эти машины приплыли сюда из Японии. Они ждут своего покупателя недолго, но уже успели покрыться пылью пустыни.
Разумеется, подержанные автомобили не предназначены для продажи в Эмиратах – здесь на таких не ездят и гастарбайтеры. Они бы и не прочь, но неновым машинам с правым рулем техосмотра в Дубае не пройти. Им прямая дорога в бывшие британские колонии.
Бурное развитие торговли и туристического бизнеса породили настоящий строительный бум.
Эти кварталы выросли посреди пустыни меньше чем за год – долгостроя здесь не бывает. Пятикомнатные двухуровневые апартаменты в этих новостройках сдаются за восемьсот долларов в месяц.
Единственные, кого не радует наступление города на пустыню, а точнее, на пустынное побережье Дубайского залива, это владельцы верфей. На них строят традиционные арабские суда доу, те самые, на которых еще тысячу лет назад плавали арабские купцы и сам легендарный Синдбад-мореход. Через полгода здешнему хозяину Абдулле придется перебраться подальше от открытого моря.
На пустыню наступают не только новые городские кварталы.
В Дубае находится первое поле для гольфа на всем Ближнем Востоке. Двадцать лет назад дубайцам пришла идея, что на месте барханов вполне может появиться зеленый оазис. Появился он, конечно, не просто так. За этим стояли огромная работа и огромные деньги.
Трудно себе представить, что когда-то во всем Дубае насчитывалось несколько сотен пальм. Теперь ими обсажены обочины дорог, попадаются и целые пальмовые рощи.
За последние двадцать лет в Объединенных Арабских Эмиратах было посажено сто двадцать миллионов пальм. Из них четверть – в Дубае. Программа озеленения обходится государству в копеечку. Ведь каждая пальма стоит в питомнике около тысячи долларов. Во что обходится стране уход за ними, трудно даже представить. В здешнем климате каждому дереву нужен индивидуальный полив, который регулируется компьютерами. По всей стране – тридцать миллионов таких краников. И это притом, что вода на Аравийском полуострове – огромный дефицит!..
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--