Доклад: Евразийское социально-экономическое пространство как Особая Экономическая Зона в контексте формирующейся евразийской экономической доктрины
МАОК – WUDSES
На заседание кафедры
ДОКЛАД
Евразийское социально-экономическое пространство как Особая Экономическая Зона в контексте формирующейся евразийской экономической доктрины
Оноприенко В.И.,
Купрейчик Л.П.
13.12.05
ВВЕДЕНИЕ к вопросу отбора объекта НИР Кафедры Экономики, управления и оценки Международной Академии Оценки и Консалтинга
Заметным явлением мирового хозяйства являются т. н. «свободные (специальные) экономические зоны» (СЭЗ).
Свободные экономические зоны получили широкое распространение во многих странах. В середине 90-х годов в мире функционировало более 4-х тысяч разного рода СЭЗ (от таможенных зон до технопарков, от зон свободной торговли до оффшорных зон). По оценкам западных специалистов, в 2000 году через различные свободные экономические зоны проходило до 30% мирового товарооборота. Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают СЭЗ как благоприятные образования, где можно получить сверхприбыль. Крупнейшие международные корпорации считают организацию собственного производства в свободных экономических зонах важнейшим направлением своей экспансии.
Свободные экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, СЭЗ — это в той или иной степени обособленная географическая территория.
В научных публикациях и отчетах международных организаций для характеристики разного рода зон используется термин «свободные экономические зоны». Однако этот термин не в полной мере отражает сущность этого явления. Так, во многих из них применяемые экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от определенного правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство. Фактически государство лишь сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы.
Для большинства развивающихся стран свободные зоны по существу являются специальными в смысле экстерриториальности, по условиям уровня жизни работников зоны, концентрации производственного потенциала и др. В силу этого для таких зон больше подходит термин «специальные экономические зоны».
Создание свободных экономических зон рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Экономика свободных экономических зон имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режим благоприятен для внешних и внутренних инвестиций.
Важной причиной образования свободных экономических зон является то, что часто страна не желает полностью открывать свою экономику для притока иностранного капитала или всеобъемлюще использовать особый инвестиционный климат и поэтому использует частичную, локальную открытость в виде «спецзоны».
Мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон свидетельствует о том, что наряду с зонами, созданными для углубления интеграции с мировым рынком стимулирования международных экономических связей (зоны свободной торговли, экспортно-производственные, таможенные и др.), существуют зоны с особым режимом поощрения соответствующих видов деятельности и отраслей производства. Например, зоны поощрения развития отсталых районов, индустриализации отсталых районов.
Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, свободные экономические зоны создавались для реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах. В этих целях предпринимателям (мелким и средним) предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.
Зоны свободной торговли, подразделяются на зоны общего назначения и специализированные (субзоны). Зоны общего назначения занимают небольшое пространство (несколько кв. км) и находятся за пределами национальной таможенной территории. В них осуществляются операции по складированию и переработке ввезенных товаров (упаковка, сортировка, маркировка, доработка и т. п.).
Субзоны создаются для отдельных крупных компаний, деятельность которых выходит за рамки зон общего назначения. В субзонах производится экспортная или импортозамещающая продукция. Субзоны являются результатом использования комбинации режимов зон свободной торговли и импортозамещающих производственных зон.
Технико-внедренческие зоны относятся к зонам третьего поколения (70-80-е годы). Они образуются стихийно или создаются специально с государственной поддержкой вокруг крупных научных центров. В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот.
Наибольшее число технико-внедренческих зон функционирует в США, Японии, Китае. В США их называют технопарками, в Японии — технополисами, в Китае — зонами развития новой и высокой технологии.
Самый известный в мире и крупнейший в США технопарк «Силикон Вэлли» (Кремниевая Долина) дает 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. В нем занято около 20 тыс. работников. Всего в США более 80 подобных зон. В Японии в рамках специальных правительственных программ создано два десятка технополисов на базе ведущих научных организаций. В КНР подобные зоны также создаются, как правило, в ходе реализации государственных планов по развитию науки и техники. Характерно, что в азиатских «новых индустриальных странах» технико-внедренческие зоны формируются как инновационные центры сложившихся экспортно-производственных зон, которые уже находятся в достаточной степени развития как экспортно-производственные зоны, и им требуется переориентация на выпуск наукоемкой продукции.
Мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон свидетельствует о том, что наряду с зонами, созданными для углубления интеграции с мировым рынком стимулирования международных экономических связей (зоны свободной торговли, экспортно-производственные, таможенные и др.), существуют зоны с особым режимом поощрения соответствующих видов деятельности и отраслей производства. Например, зоны поощрения развития отсталых районов, индустриализации отсталых районов.
Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга.
НАПРИМЕР, // цит. – авт. Рейнгольд Е.А., «Межгосударственный консалтинг в формировании интеграционных процессов на евразийском пространстве» - …Деятельность ИМЦ предполагает формирование единого экономического и информационного пространства, восстановление кооперации и существовавшего во время СССР разделения труда на новом качественном уровне. Но так как страны СНГ развивались обособленно в течении 15 лет, имеется множество социально-экономических отличий, субъективных предпосылок, которые тормозят формирование единого пространства.
Формируется новый информационный ресурс - надэкономический, надгосударственный, надправовой, который еще не вполне осознан и востребован экономическими субъектами, но в то же время существенно меняющий сложившуюся экономическую инфраструктуру. Возможен информационный обмен, который в перспективе будет существенно влиять на экономическое взаимодействие и сложившуюся практику отношений. Например, формируется практика проведения тендеров на поставку различных товаров и услуг на пространстве СНГ. Новые взаимодействия приводят к замещению традиционных экономических механизмов новыми, которые только будут вырабатываться. Чтобы этот процесс проходил не стихийно, нужен определенный научный фундамент, разработка и тиражирование практических решений.»//
СпецЗоны развития ЕВРАЗЕС.
В России, как и в других странах бывшего СССР, не решена главная проблема – это признание зарубежных дипломов. Если говорить о сути, то такое признание сводится к оценке основных двух критериев, разработанных ЮНЕСКО и Советом Европы:
1. установление эквивалентности периодов университетского образования (сколько потрачено времени на учебу для получения соответствующей квалификации);
2. академическое признание университетских квалификаций (например, психолог - это врач-психиатр, т.е. специалист, имеющий естественно-научное, а не гуманитарное (как у нас в России, да и в странах бывшего СНГ) образование).
И речь идёт не столько даже о стремлении целого ряда стран оградить себя от некачественно подготовленных специалистов, а, сколько о защите своего рынка труда через государственное ограничение миграции рабочей силы, что вполне понятно в условиях 10-20% безработицы во многих странах Европы.
В регион Европы ЮНЕСКО до недавнего времени входило 49 стран, включая США, Канаду, Израиль. За последние пять лет, существенно возросло число новых стран-членов Совета Европы за счет принятых государств бывшего СССР. При этом системы образования ряда вновь принятых стран не были в достаточной мере известны в странах Западной Европы. Поэтому, формируя сейчас единое европейское сообщество, в Европе опасаются усиления миграционных процессов (в силу утраты визового режима для вновь вошедших стран).
Болонская Конвенция (последняя) еще больше сузила рамки признания, отменив признание ученой степени доктора наук (для России), таким образом, уравняв кандидата наук и доктора наук.
Министерства образования стран Европы после подписания Болонской Конвенции на своих официальных сайтах приводят подробные разъяснения в отношении вопросов признания, и эти разъяснения неутешительны. Так, Министерство Образования Франции официально заявляет (http://www.education.gouv.fr/int/recodipl.htm) буквально следующее:
Reconnaissance des diplômes étrangers
Il n'existe pas de principe juridique d'équivalence entre les titres et les diplômes obtenus à l'étranger et les diplômes français délivrés par le Ministère de l'éducation nationale, de l'enseignement supérieur et de la recherche. – Не существует юридического принципа эквивалентности между учеными степенями и дипломами, полученными за границей и французскими дипломами, выданными Министерством образования и науки.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--