Доклад: Философия И. Канта 4

Пастухова Виктория Владимировна

Научный руководитель:

ст. преподаватель

А.А. Соломкина

Новосибирск 2010

Содержание

Введение3

1. Биография И. Канта4

2. Взгляды И. Канта о бытие и познании6

3. Мысли И. Канта о человеке9

4. Нравственное учение и проблема религии в философии И. Канта11

5. Идея права и государства в учении Канта12

6. О конце всего сущего по философии И. Канта14

Заключение15

Список использованной литературы16

Введение

Иммануил Кант – великое имя в истории мировой культуры, в истории не только немецкого народа, но и всего человечества. Он был новатором и в области науки, и в области философии. Кант соединил в себе, как никто другой, спекулятивную оригинальность Платона с энциклопедичностью Аристотеля, и поэтому его философия считается вершиной всей истории философии до XX века.

Влияние научных и философских работ И. Канта вышло далеко за рамки эпохи, в которую он жил. Философией Канта начинается в Германии направление, известное под названием классического немецкого идеализма. Кант вошёл в историю как великий философ, выразитель прогрессивной для своего времени идеологии, провозгласившей лозунги свободы, равенства, братства. Он поднял на новую ступень идеи гуманизма и прогресса, выражающие непреходящие ценности человечества, аккумулирующие его социальный и духовный опыт.

Философия Канта актуальна и в наши дни. Во-первых, его идеи применяются очень широко во многих сферах жизни. Во-вторых, нужно обращаться к философским учениям Канта, чтобы лучше понять настоящее. Нужно обращаться к ним потому, что современный уровень теории и практики общественного развития позволяет глубже осмыслить содержание этих учений, а через них и прошлые эпохи, их вклад во всемирную историю.

Цель моей работы: - рассмотреть философию И. Канта.

Данная цель будет достигаться с помощью решения следующих задач :

· изучить биографию И. Канта;

· исследовать мысли И. Канта о бытие и познании;

· проанализировать размышления И. Канта о человеке в философии;

· разобрать учение И. Канта о праве и государстве.

1. Биография И. Канта

Родился Кант 22 апреля 1724 г. в Кенигсберге в небогатой семье ремесленника. Немецкий философ,родоночальник немецкой классической философии..В доме Канта властвовал дух сурового благочестия. Kaнтa первоначально прочили в пасторы, но интерес к науке и философии рано пробудился в нём и определил его призвание. Способности Канта к науке были рано замечены в семье, и ему была обеспечена возможность получить серьезное образование в Фридриховой коллегии в Кенигсберге. В университете Кант познакомился с механической натурфилософией Ньютона и с учением Вольфа. Непосредственным учителем Канта был Мартин Кнутцен. Из университета же он вынес превосходное знание латинских классиков и мастерское умение писать на латинском языке. На этом языке по обычаям того времени были впоследствии написаны Кантом его диссертации. Окончив в 1745 г. курс обучения, Кант в течение девяти лет проживал и работал в качестве домашнего учителя в трех семействах. Два из них были аристократические. Это давало Канту материальные средства, необходимые для того, чтобы на досуге вести философские исследования. В 1755 г. Кант защитил диссертацию о принципах метафизического знания и получил звание приват-доцента. Профессуры в Кенигсбергском университете ему пришлось ждать целых пятнадцать лет. Все это время Кант служил в Кенигсбергской дворцовой библиотеке в должности помощника библиотекаря, получая всего 52 талера в год. Только в 1770 г., в возрасте сорока шести лет, Кант был назначен профессором логики и метафизики Кенигсбергского университета. Здесь в течение многих лет - до 1797 г. - Кант с поразительным трудолюбием и добросовестностью преподавал огромный цикл дисциплин - философских, математических и физических. В это время им были написаны все его основные философские произведения.

Совмещение напряженной педагогической и исследовательской работы обеспечивалось не только величайшим трудолюбием, но и строжайшим порядком в распределении времени и занятий. Пунктуальность и точность этого распорядка, которого Кант неотступно придерживался, вызывали всеобщее удивление.

В зрелые годы своей профессорской деятельности Кант имел большой успех. Он считал, что все подробности результатов исследования надо оставлять для книг, лекции же должны быть доступными и скорее побуждать к самостоятельному размышлению, чем исчерпывающе излагать результаты исследований.

Последней десятилетие XVIII в. было вершиной прижизненной известности Канта и временем наибольшего влияния его философии. Книги Канта начинают читать, обсуждать, комментировать не только в Германии, но и в Голландии, и в Англии.

Умер И. Кант 12 февраля 1804 года.


2. Взгляды И. Канта о бытие и познании

Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания.

Они и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Но они же суть и не переходимые границы достоверного знания. Отвергая догматически прием познания, Кант считал, что вместо него нужно взять за основу иной - метод критического философствования, состоящий, в исследовании приемов самого разума, в расчленении общей человеческой способности познания и в исследовании того, как далеко могут простираться его границы. Кант различал воспринимаемые, человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта: мир познается нами только в своих явленных формах. В результате воздействия «вещей в себе» на органы чувств возникает хаос ощущений. Мы приводим этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. То, что мы считаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений, т.е. наш разум предписывает законы природе. Но миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей — «вещи в себе»: абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены, т.е. умопостигаемая, но не данная в опыте сущность. Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. В принципиальной ограниченности человеческого познания он видел определенный нравственный смысл: если бы человек был наделен абсолютным знанием, то для него не было бы ни риска, ни борьбы при выполнении нравственного долга.

Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде восприятий. Пространство и время идеальны, а не реальны, т.е. не особая, самостоятельная реальность. Чувственные впечатления связываются между собой посредством суждений, в основе которых лежат категории, т.е. общие понятия, а они, по Канту, суть «чисто логические» формы, характеризующие только «чистое мышление», а не его предмет. В своем учении о познании Кант большое, место отводил диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания. Но диалектика для него — лишь гносеологический принцип, она субъективна, так как отражает противоречия не самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности. Именно потому, что в ней противопоставляются содержание знаний и их логическая форма, предметом диалектики становятся сами эти формы.

В логическом аспекте теории познания Кант ввел идею и термин «синтетическая сила суждения», позволяющая нам осуществлять синтез рассудка и данных чувственного восприятия, опыта.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 212
Бесплатно скачать Доклад: Философия И. Канта 4