Доклад: Философия И. Канта 4
Пастухова Виктория Владимировна
Научный руководитель:
ст. преподаватель
А.А. Соломкина
Новосибирск 2010
Содержание
Введение3
1. Биография И. Канта4
2. Взгляды И. Канта о бытие и познании6
3. Мысли И. Канта о человеке9
4. Нравственное учение и проблема религии в философии И. Канта11
5. Идея права и государства в учении Канта12
6. О конце всего сущего по философии И. Канта14
Заключение15
Список использованной литературы16
Введение
Иммануил Кант – великое имя в истории мировой культуры, в истории не только немецкого народа, но и всего человечества. Он был новатором и в области науки, и в области философии. Кант соединил в себе, как никто другой, спекулятивную оригинальность Платона с энциклопедичностью Аристотеля, и поэтому его философия считается вершиной всей истории философии до XX века.
Влияние научных и философских работ И. Канта вышло далеко за рамки эпохи, в которую он жил. Философией Канта начинается в Германии направление, известное под названием классического немецкого идеализма. Кант вошёл в историю как великий философ, выразитель прогрессивной для своего времени идеологии, провозгласившей лозунги свободы, равенства, братства. Он поднял на новую ступень идеи гуманизма и прогресса, выражающие непреходящие ценности человечества, аккумулирующие его социальный и духовный опыт.
Философия Канта актуальна и в наши дни. Во-первых, его идеи применяются очень широко во многих сферах жизни. Во-вторых, нужно обращаться к философским учениям Канта, чтобы лучше понять настоящее. Нужно обращаться к ним потому, что современный уровень теории и практики общественного развития позволяет глубже осмыслить содержание этих учений, а через них и прошлые эпохи, их вклад во всемирную историю.
Цель моей работы: - рассмотреть философию И. Канта.
Данная цель будет достигаться с помощью решения следующих задач :
· изучить биографию И. Канта;
· исследовать мысли И. Канта о бытие и познании;
· проанализировать размышления И. Канта о человеке в философии;
· разобрать учение И. Канта о праве и государстве.
1. Биография И. Канта
Родился Кант 22 апреля 1724 г. в Кенигсберге в небогатой семье ремесленника. Немецкий философ,родоночальник немецкой классической философии..В доме Канта властвовал дух сурового благочестия. Kaнтa первоначально прочили в пасторы, но интерес к науке и философии рано пробудился в нём и определил его призвание. Способности Канта к науке были рано замечены в семье, и ему была обеспечена возможность получить серьезное образование в Фридриховой коллегии в Кенигсберге. В университете Кант познакомился с механической натурфилософией Ньютона и с учением Вольфа. Непосредственным учителем Канта был Мартин Кнутцен. Из университета же он вынес превосходное знание латинских классиков и мастерское умение писать на латинском языке. На этом языке по обычаям того времени были впоследствии написаны Кантом его диссертации. Окончив в 1745 г. курс обучения, Кант в течение девяти лет проживал и работал в качестве домашнего учителя в трех семействах. Два из них были аристократические. Это давало Канту материальные средства, необходимые для того, чтобы на досуге вести философские исследования. В 1755 г. Кант защитил диссертацию о принципах метафизического знания и получил звание приват-доцента. Профессуры в Кенигсбергском университете ему пришлось ждать целых пятнадцать лет. Все это время Кант служил в Кенигсбергской дворцовой библиотеке в должности помощника библиотекаря, получая всего 52 талера в год. Только в 1770 г., в возрасте сорока шести лет, Кант был назначен профессором логики и метафизики Кенигсбергского университета. Здесь в течение многих лет - до 1797 г. - Кант с поразительным трудолюбием и добросовестностью преподавал огромный цикл дисциплин - философских, математических и физических. В это время им были написаны все его основные философские произведения.
Совмещение напряженной педагогической и исследовательской работы обеспечивалось не только величайшим трудолюбием, но и строжайшим порядком в распределении времени и занятий. Пунктуальность и точность этого распорядка, которого Кант неотступно придерживался, вызывали всеобщее удивление.
В зрелые годы своей профессорской деятельности Кант имел большой успех. Он считал, что все подробности результатов исследования надо оставлять для книг, лекции же должны быть доступными и скорее побуждать к самостоятельному размышлению, чем исчерпывающе излагать результаты исследований.
Последней десятилетие XVIII в. было вершиной прижизненной известности Канта и временем наибольшего влияния его философии. Книги Канта начинают читать, обсуждать, комментировать не только в Германии, но и в Голландии, и в Англии.
Умер И. Кант 12 февраля 1804 года.
2. Взгляды И. Канта о бытие и познании
Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания.
Они и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Но они же суть и не переходимые границы достоверного знания. Отвергая догматически прием познания, Кант считал, что вместо него нужно взять за основу иной - метод критического философствования, состоящий, в исследовании приемов самого разума, в расчленении общей человеческой способности познания и в исследовании того, как далеко могут простираться его границы. Кант различал воспринимаемые, человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта: мир познается нами только в своих явленных формах. В результате воздействия «вещей в себе» на органы чувств возникает хаос ощущений. Мы приводим этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. То, что мы считаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений, т.е. наш разум предписывает законы природе. Но миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей — «вещи в себе»: абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены, т.е. умопостигаемая, но не данная в опыте сущность. Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. В принципиальной ограниченности человеческого познания он видел определенный нравственный смысл: если бы человек был наделен абсолютным знанием, то для него не было бы ни риска, ни борьбы при выполнении нравственного долга.
Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде восприятий. Пространство и время идеальны, а не реальны, т.е. не особая, самостоятельная реальность. Чувственные впечатления связываются между собой посредством суждений, в основе которых лежат категории, т.е. общие понятия, а они, по Канту, суть «чисто логические» формы, характеризующие только «чистое мышление», а не его предмет. В своем учении о познании Кант большое, место отводил диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания. Но диалектика для него — лишь гносеологический принцип, она субъективна, так как отражает противоречия не самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности. Именно потому, что в ней противопоставляются содержание знаний и их логическая форма, предметом диалектики становятся сами эти формы.
В логическом аспекте теории познания Кант ввел идею и термин «синтетическая сила суждения», позволяющая нам осуществлять синтез рассудка и данных чувственного восприятия, опыта.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--