Доклад: Финансовый контроль

Одна из важнейших задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а так же взаимных обязательств предприятий и организаций по расчётам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется так же через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

Формы и методы проведения финансового контроля.

Формы контроля принято классифицировать по следующим критериям;

регламент осуществления – обязательный (внешний) и инициативный (внутренний);

время проведения – предварительный, текущий (оперативный), последующий;

субъекты контроля – президентский, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных организаций, внутрефинансовый, аудиторский;

объекты контроля – бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

Методы контроля.

Различают следующие методы проведения контроля:

проверки

обследования

надзор

анализ финансового состояния

наблюдение (мониторинг)

ревизия

В процессе проверок на основании отчётной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Надзор производиться контролирующими органами за экономическими субъектами, получившим лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Министерства финансов России за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящие к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечёт за собой отзыв лицензии.

Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчётности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Ревизия – наиболее глубокий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки её законности, правильности, целесообразности, эффективности.

Ревизии могут быть:

полные и частичные

комплексные и тематические

плановые и внеплановые

Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а так же различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, казначейством, ЦБ, аудиторскими службами). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимается меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

В экономически развитых странах финансовый контроль распадается на две, взаимодействующие, но обособленные сферы: государственный и негосударственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль – комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства. Определяющую роль в организации финансового контроля играет конституция страны. Правовой регламент контроля зависит от типа государства, его социально-политической ориентации, уровня экономического развития, соотношения форм собственности.

Государственный финансовый контроль призван отслеживать стоимостные пропорции распределения ВНП. Он распространяется на все каналы движения денежных ресурсов, так или иначе связанные с формированием государственных ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием. Государственные контролёры наделены правом осуществлять ревизии и проверки, как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса, если таковым предопределены общенациональными экономическими интересами.

Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский). Государственные и негосударственные виды контроля, несмотря на схожесть методов, существенно отличаются конечными целями. Главная цель государственного контроля – максимизация поступлений ресурсов в казну и минимизация государственных издержек управления, а негосударственного (главным образом, внутрифирменного) – напротив минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения норм прибыли на вложенный капитал. В то же время обе сферы контроля ограничены правовыми рамками действующих законов.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 498
Бесплатно скачать Доклад: Финансовый контроль