Доклад: Формирование интереса к физике у учащихся 7 класса при изучении темы "Давление твердых тел, жидкостей и газов"
Повышение эффективности и качества обучения физике в школе во многом зависит от удачного выбора и реализации путей активизации познавательной деятельности учащихся.
Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, одной из самых значимых является идея формирования познавательного интереса учащихся.
Важнейшим стимулом, побуждающим школьников к активизации познавательной деятельности, к приобретению глубоких знаний, является именно интерес к изучению физики. "Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет", - писал К.Д. Ушинский [6, с.4]. Учение же, опирающееся на интерес учащихся к предмету, становится более легким и плодотворным, способствует активному получению ими осознанных и прочных знаний. Интерес является действенным, реальным мотивом учения [7]. Проблема воспитания интереса учащихся к физике была и остается актуальной в современной школе. Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, т.е. способствует воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям [5, с.3].
Проблемой формирования познавательного интереса к предмету занимались и занимаются многие педагоги. Г.И. Щукина, И.Я. Ланина, И.Л. Юфанова, А.В. Усова, Я.И. Перельман, С.А. Тихомирова и др.
И.Я. Ланина в своих работах делает акцент на формирование познавательных интересов на уроках физики и рассматривает проблемы, которые в меньшей степени освещены в исследованиях других авторов. В частности, ею создана книга "100 игр по физике", а также книги, касающиеся вопроса формирования интереса к предмету на внеклассных мероприятиях.
С.А. Тихомирова занималась подбором шуточных задач и анекдотов по физике.
Большую ценность имеют книги Я.И.Перельмана по занимательной физике.
Наличие у учащихся интереса к учению относится к тому ряду педагогических явлений, которые в большой степени определяются деятельностью учителя, его педагогическим мастерством.
Воспитанию интереса учащихся к изучению физики способствуют различные приемы, выработанные в практике обучения, которые учитель может применять на уроках и других формах занятий. Перечислим некоторые [6, с.6-7]:
1. Содержательное, интересное, живое и яркое изложение материала учителем всегда привлекает внимание учащихся.
Для оживления урока учитель может использовать различные интересные факты и заметки. Нами подобран ряд таких фактов и заметок по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов".
К примеру, рассказывая о барометрах, учитель может воспользоваться заметкой из нашей подборки о необычном "барометре", находящемся в английской деревне Спаслоу, который предсказывает погоду за много часов вперед и, в отличие от синоптиков, никогда не ошибается. Это колодец, который начинает свистеть задолго до перемены погоды. А перед приходом циклона он воет. В боковой стенке колодца сделано узкое отверстие, через которое проходит воздух. Т.о. по "тембру" звучания колодца жители деревни всегда точно знают об изменениях погоды [1, с.271].
2. Другими приемами активизации познавательной деятельности учащихся (при правильной их организации), вызывающими интерес к физике являются проблемное обучение, поисковая деятельность и исследовательская атмосфера, разнообразие форм самостоятельной работы и др.
Одной из интересных форм самостоятельной работы является работа с кроссвордом-наоборот. Она заключается в том, что ученики должны составить вопросы к уже как бы разгаданному кроссворду. Такое задание способствует развитию навыков самостоятельной работы с учебником и более прочному усвоению отдельных понятий. Нами разработан подобный кроссворд (двух видов) по вышеуказанной теме и составлены к нему предполагаемые вопросы учащихся.
Также для развития интереса к физике на разных занятиях можно использовать фрагменты литературных произведений (сказок, стихотворений, художественных произведений, пословиц, загадок с физическими явлениями), на основе которых можно предлагать учащимся вопросы для обсуждения. Нами сделана довольно большая подборка отрывков из произведений художественной литературы по теме "Давление твердых тел жидкостей и газов".
В качестве примера приведем один из них. Учитель зачитывает строки из стихотворения А.С.Пушкина "Фонтану Бахчисарайского дворца":
Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный голос твой
И поэтические слезы.
Твоя серебряная пыль
Меня крапит росою хладной...
Затем предлагает ребятам ответить на вопросы: "Какое условие должно соблюдаться, чтобы фонтан работал?", "На основе какой закономерности он действует?" [3, с.36]
Обсуждение этих вопросов в данном случае идет значительно лучше, чем, если бы они были заданы без использования фрагмента стихотворения. Согласитесь: было бы слишком сухо и скучно. Физический вопрос, заданный через поэтический отрывок, почти всегда побуждает к мышлению, а это очень важно.
3. Связь обучения физики с жизнью, практикой является могучим средством воспитания на уроке интереса школьников. Поэтому задача учителя - раскрыть практическую значимость излагаемого материала.
4.Удачное использование занимательного и исследовательского физического эксперимента не только оживляет урок, но и вызывает повышенный интерес к физике.
5.Всегда интересно ознакомление учащихся с достижениями современной физики. Оно побуждает глубже изучать этот предмет.
6.Удачные исторические сведения, яркие рассказы о жизни и деятельности ученых, их работах и открытиях также благотворно воздействуют на учащихся и возбуждают у них повышенный интерес.
7. Хорошим стимулом к изучению физики является дифференцированный подход к учащимся, положительная оценка и поощрение их работы.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--