Доклад: Информационное воздействие ОВД на население
Корректировка деятельности представителей СМИ должна осуществляться посредством постановки общих целей деятельности, конкретных форм взаимодействия и профессионального консультирования со стороны представителей органов внутренних дел. Для реализации главной цели информационного контроля - стабилизации обстановки - необходимо четкое разделение сферы компетенции специалистов и журналистов. Первые обязаны заниматься принятием решений и осуществлением необходимых для их достижения шагов. Сфера деятельности вторых - информирование о происходящих событиях, дискуссии и обсуждения актуальных проблем в рамках принципа целесообразности. При этом журналисты должны четко понимать, что информационная власть и связанные с ней ограничения являются организационной мерой для стабилизации ситуации, помнить об ответственности в соответствии с Законом РФ о СМИ, тогда как органы внутренних дел должны им ненавязчиво напоминать об этом.
В целом отношения представителей властных структур и журналистов должны базироваться на основе сотрудничества, взаимопомощи и взаимообмена информацией. Взаимовыгодные отношения, построенные на основе сотрудничества, являются нейтрализующим средством зачастую возникающего недоверия журналистов к органам внутренних дел как официальному источнику информации. Для того, чтобы обеспечить это на практике, сотрудники, осуществляющие взаимодействие с представителями СМИ, при контактах должны учитывать, помимо целей своей деятельности, потребности журналистов.
Зачастую причиной неадекватных сообщений является нежелание властных органов входить в контакт с представителями учреждений массовой информации. В случае отсутствия межорганизационных связей между властными структурами и местными СМИ, журналисты вынуждены обращаться к другим источникам информации, позиция которых по данному вопросу может не соответствовать целям поддержания правопорядка. Поэтому в интересах органов внутренних дел находиться в тесном взаимодействии с учреждениями массовой информации и предоставлять журналистам необходимую информацию. Более того, для успешной реализации функций блюстителя правопорядка органы внутренних дел должны стать основным субъектом, источником и инициатором распространения правовой информации.
В зависимости от субъекта управления, осуществляющего регуляцию конфликтной ситуации, использование СМИ может происходить на местном, региональном и федеральном уровнях.
В зависимости от этого в процесс информационного воздействия может охватывать разные информационные уровни: центральные СМИ, региональные, местные, СМИ на уровне конкретных предприятий.
Построение межорганизационных связей органов внутренних дел с учреждениями массовой информации будет выражаться в конкретных формах взаимодействия с их представителями, которые зависят от имеющихся возможностей в их использовании. Необходимо установить четкие схемы взаимодействия, регулярность и порядок процедур, права и обязанности участников с обеих сторон.
Основными направлениями информационно-правового воздействия на местное население со стороны органов внутренних дел являются:
- характеристика особенностей конкретной ситуации и соответствующих ей норм и правил поведения;
- информирование граждан о происходящих событиях, о мерах по нормализации конфликтной ситуации, а также деятельности органов внутренних дел в этом процессе;
- информирование и отчеты о деятельности органов внутренних дел в процессе регулирования ситуации;
- создание позитивных стереотипов поведения во взаимоотношениях с представителями органов внутренних дел.
Необходимость правового и морально-этического регулирования не даст должного результата, если не будет главного: помимо профессиональных навыков и таланта, тележурналист, раскрывающий криминальную тему, обязан обладать специальной юридической подготовкой, достаточной для того, чтобы дать оценку своему репортажу и с правовой точки зрения.
Не редки, например, случаи, когда известные тележурналисты задержанных называли арестованными или подозреваемых - обвиняемыми. И это уже не просто неточность, а серьезная юридическая некорректность.
Одним из возможных последствий такой небрежности или неграмотности может стать формирование негативного общественного мнения.
Для того, чтобы изменит ситуацию к лучшему, есть несколько путей:
1) внесение дополнений и изменений в проект закона о телевидении и радиовещании, приведение его в соответствие с международным законодательством.
“Государству следует рассмотреть вопрос разработке руководящих принципов для средств массовой информации или поощрать добровольное принятие таких принципов в целях недопущения создания сенсаций и оправдания террористического насилия; распространения стратегической информации о потенциальных целях; и распространения тактической информации в тот период, когда продолжаются террористические акты, поскольку это может поставить под угрзу жизнь невинного гражданского населения и сотрудников правоохранительных органов или помешать принятию эффективных правоохранительных мер в целях предотвращения таких актов или борьбы с ними и ареста правонарушителей. Эти руководящие принципы международных основных прав человека на свободу слова и информации или поощрение вмешательства во внутренние дела государств”.
(Восьмой конгресс ООН по предупреждению преступности
и обращению с правонарушителями. п. 29 “О роли
средств массовой информации”.)
2) внесение поправок в действующее уголовное и уголовно-процессуальное законодательства.
“Следует проводить изучение и оценку роли средств массовой информации и их влияние на различные аспекты предупреждения преступности и уголовного правосудия, посколько понимание общественностью уголовной политики и ее позиция являются определяющими факторами для обеспечения эффективности и справедливости правовой системы. В этой связи следует поощрять позитивный вклад средств массовой информации в осведомление общественности по вопросам предупреждения преступности и уголовного правосудия, что представляет собой наряду с программой гражданского и правового образования, важное средство обучения нормам жизни в обществе”.
(Седьмой конгресс ООН по предупреждению преступности
и обращению с правонарушителями. п. 29 “Средства
массовой массовой информации и просветительская
деятельность”.)
3) инициировать введение кодекса профессиональной этики российского тележурналиста, т.е. выступить с предложением такого кодекса; сейчас ясно ощущается необходимость усовершенствования правового регулирования этой сферы деятельности;
4) создание специальных краткосрочных юридических курсов для тележурналистов и создание юридической консультационной системы, привлекая к этой деятельности юридически компетентных сотрудников ОВД. В этой связи вполне логично усиление роли сотрудников отделов информации и общественных связей в оказании помощи тележурналистам в подготовке телерепортажей о деятельности ОВД.
5) для создания более благоприятных условиц для тележурналистов, взаимодействующих с органами внутренних дел предоставлять им эксклюзивные права сообщения новостей о работе органов внутренних дел в телеэфир;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--