Доклад: Характеристика поведения и психического отражения на стадии интеллекта
Третья стадия развития психики – интеллект (ручной, сенсомоторный).
Тип среды – среда отношений между предметами.
Содержание отражения – обобщение отражения, отражение отношений.
Форма отражения – предметные ситуации в целом, функциональные понятия.
Форма поведения – интеллект, двухфазное решение задач, функциональное использование орудий.
В интеллектуальном отражении конфликт между средой и типом отражения решен – отражаются отношения между предметами в предметной среде. Животный мир достиг высшей формы приспособления к среде.
Мышление – это обобщенное и опосредствованное отражение субъектом существенных свойств и отношений в окружающей реальности. Единица мышления – понятие. Признаки понятия:
а) Обобщение
б) Наличие средств, выходящих за пределы органов чувств
в) В понятии отражаются существенные свойства, которые могут быть невидимыми.
Пpи пеpеходе от пеpцептивной психики к интеллектyальным фоpмам поведения были замечены следyющие качественные пеpестpойки:
коpа головного мозга становится много больше,
появляется способность pешать двyхфазные задачи
скоpость пpиобpетения навыка - повтоpение пpактически без закpепления,
отражение обощений, - однажды найденное pешение пеpеносится в другую ситyацию пpи сходных yсловиях, yстойчивость гештальта, широкий перенос (достал палкой, достанет и тапком),
отpажаются yже не только пpедметы, но и связи междy ними, ситyационное мышление, отношения между ними (чтобы достать предмет палкой необходимо соотносить ее длину с расстоянием, осознавать отношения между предметами),
тем не менее это самое мышление видоспецифично, т.е. наивная механика выстyпает пpоизводной тех вещей, котоpые животное совершает в пpиpоде
нахождение обходных пyтей
способность к "инсайтy".
Критерии различения интеллектуального поведения
Критерии | Навык | Интеллект |
Возникновение навыка | Постепенно, методом проб и ошибок | Внезапно. Решение возникает сразу в течение одной пробы |
Закрепление | Путем упражнений, повторений | Достаточно однократного выполнения |
Способность к переносу, способ сохранения | Конкретная последовательность движений | Сохраняется в виде обобщенной формы решения, функционального принципа решения задачи |
Строение поведенческого акта | Однофазное поведение (сразу непосредственно приводит к цели) | Двухфазное решение (подготовление, прямо не ведущее к цели и осуществление) |
Анализ поведения. Для этой стадии характерно:
– двухфазное решение задачи;
– широкий перенос;
– функциональное использование “орудий” (палка в руке Келеровского шимпанзе – аналог будущего орудия труда).
Двухфазное решение задач: 1) фаза подготовки, 2) фаза реализации.
Фаза подготовки лишена биологического смысла, и побуждается не предметом, на который направлена деятельность, а объективным отношением (палки к плоду). Вторая фаза – осуществления, направлена на предмет, непосредственно побуждающий животное, и строится в зависимости от определенных объективно-предметных условий. Она включает в себя ту или иную операцию, которая становится навыком.
Широкий перенос – если какой-то принцип решения был открыт путем инсайта, то оно автоматически распространяется на подобные ситуации. Перенос операции происходит не только по принципу сходства вещей (например, преграды), с которыми была связана данная операция, но и по принципу сходства отношений, связей вещей, которым она отвечает. Животное обобщает отношения и связи вещей. Инсайт – целостная организация проблемной ситуации, которая позволяет устранить конфликт. Инсайт - качественное изменение в поведении.
Функциональное использование орудий – ситуативное использование (в природе мы редко наблюдаем случаи, когда палка (ветка дерева) служит орудием. Палка побывала решением, конечный результат достигнут, и палка вернулась обратно в природу). Функциональное использование орудия, животное изготовляет орудие – значит, существует психическое представление о нем (понятие). Функциональное понятие – психическое представление о способе решения задачи (понятие о палке, палку убрали – животное ищет ее или что-либо взамен).
Экспериментальное изучение поведения на стадии интеллекта.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--