Доклад: Характеристика поведения и психического отражения на стадии интеллекта

Третья стадия развития психики – интеллект (ручной, сенсомоторный).

Тип среды – среда отношений между предметами.

Содержание отражения – обобщение отражения, отражение отношений.

Форма отражения – предметные ситуации в целом, функциональные понятия.

Форма поведения – интеллект, двухфазное решение задач, функциональное использование орудий.

В интеллектуальном отражении конфликт между средой и типом отражения решен – отражаются отношения между предметами в предметной среде. Животный мир достиг высшей формы приспособления к среде.

Мышление – это обобщенное и опосредствованное отражение субъектом существенных свойств и отношений в окружающей реальности. Единица мышления – понятие. Признаки понятия:

а) Обобщение

б) Наличие средств, выходящих за пределы органов чувств

в) В понятии отражаются существенные свойства, которые могут быть невидимыми.

Пpи пеpеходе от пеpцептивной психики к интеллектyальным фоpмам поведения были замечены следyющие качественные пеpестpойки:

коpа головного мозга становится много больше,

появляется способность pешать двyхфазные задачи

скоpость пpиобpетения навыка - повтоpение пpактически без закpепления,

отражение обощений, - однажды найденное pешение пеpеносится в другую ситyацию пpи сходных yсловиях, yстойчивость гештальта, широкий перенос (достал палкой, достанет и тапком),

отpажаются yже не только пpедметы, но и связи междy ними, ситyационное мышление, отношения между ними (чтобы достать предмет палкой необходимо соотносить ее длину с расстоянием, осознавать отношения между предметами),

тем не менее это самое мышление видоспецифично, т.е. наивная механика выстyпает пpоизводной тех вещей, котоpые животное совершает в пpиpоде

нахождение обходных пyтей

способность к "инсайтy".

Критерии различения интеллектуального поведения

Критерии Навык Интеллект
Возникновение навыка Постепенно, методом проб и ошибок Внезапно. Решение возникает сразу в течение одной пробы
Закрепление Путем упражнений, повторений Достаточно однократного выполнения
Способность к переносу, способ сохранения Конкретная последовательность движений Сохраняется в виде обобщенной формы решения, функционального принципа решения задачи
Строение поведенческого акта Однофазное поведение (сразу непосредственно приводит к цели) Двухфазное решение (подготовление, прямо не ведущее к цели и осуществление)

Анализ поведения. Для этой стадии характерно:

– двухфазное решение задачи;

– широкий перенос;

– функциональное использование “орудий” (палка в руке Келеровского шимпанзе – аналог будущего орудия труда).

Двухфазное решение задач: 1) фаза подготовки, 2) фаза реализации.

Фаза подготовки лишена биологического смысла, и побуждается не предметом, на который направлена деятельность, а объективным отношением (палки к плоду). Вторая фаза – осуществления, направлена на предмет, непосредственно побуждающий животное, и строится в зависимости от определенных объективно-предметных условий. Она включает в себя ту или иную операцию, которая становится навыком.

Широкий перенос – если какой-то принцип решения был открыт путем инсайта, то оно автоматически распространяется на подобные ситуации. Перенос операции происходит не только по принципу сходства вещей (например, преграды), с которыми была связана данная операция, но и по принципу сходства отношений, связей вещей, которым она отвечает. Животное обобщает отношения и связи вещей. Инсайт – целостная организация проблемной ситуации, которая позволяет устранить конфликт. Инсайт - качественное изменение в поведении.

Функциональное использование орудий – ситуативное использование (в природе мы редко наблюдаем случаи, когда палка (ветка дерева) служит орудием. Палка побывала решением, конечный результат достигнут, и палка вернулась обратно в природу). Функциональное использование орудия, животное изготовляет орудие – значит, существует психическое представление о нем (понятие). Функциональное понятие – психическое представление о способе решения задачи (понятие о палке, палку убрали – животное ищет ее или что-либо взамен).

Экспериментальное изучение поведения на стадии интеллекта.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 150
Бесплатно скачать Доклад: Характеристика поведения и психического отражения на стадии интеллекта