Доклад: Концепция развития финансового рынка России до 2020 г
Банковский сектор
Оглавление
1. Цели банковского сектора
2. Ограничения, создаваемые текущей моделью
3. Прогнозная модель банковского сектора-2020
4. Драйверы роста и развития
5. Сценарии развития банковского сектора до 2020 года
Цели банковского сектора
· Текущая модель и масштабы банковского сектора
· Кластеризация банковского сектора
· Региональные аспекты развития банковского сектора
· Капитал банковского сектора
· Активы банковского сектора
Банковский сектор как один ключевых компонентов финансовой системы призван соответствовать целям, аналогичным тем, которые сформулированы для финансового рынка в целом, а именно:
III. Предоставлять механизмы для реализации базовых социальных функций государства;
IV. Обеспечивать укрепление финансового суверенитета.
Конкурентоспособность банковской системы и экономики в целом зависят от способности системы предоставлять высококачественные и адекватные по стоимости услуги финансового посредничества для всех российских экономических агентов, от крупного и среднего бизнеса до малых предприятий и физических лиц. Важнейшие услуги банковского сектора связаны именно с трансформацией ресурсов. В 2007 г. банкам удалось аккумулировать не более 40% внутренних сбережений. Полная мобилизация внутренних сбережений позволила бы увеличить темпы прироста активов банковского сектора в 1,5 раза и отказаться от притока иностранного капитала. Не более 70% ресурсов, поступивших в банковскую систему, трансформируются в инвестиции нефинансовых предприятий и конечное потребление домохозяйств. Часть ресурсов отвлекается на покрытие повышенных рисков банковского сектора и соблюдение нормативов надзорного органа. Высоки и трансакционные издержки, которые вынуждены оплачивать российские заемщики: небольшая по мировым меркам мощность российских банков делает их управленческие и административные расходы заметной частью стоимости кредита.
Вторая цель банковского рынка — эффективная аллокация вовлеченных в финансовый оборот ресурсов. Существующая финансовая инфраструктура обеспечивает лишь переток капитала в мировые финансовые и оффшорные центры, но не межотраслевую аллокацию. В условиях, когда лишь 9-10% инвестиций поставляются банковским сектором, неудивительно сохранение существенной доли сырьевого сектора в экономике, даже при высоком уровне налогообложения в добывающих отраслях. По нашему мнению, существующие структурные перекосы экономики могут быть преодолены только за счет эффективной аллокации ресурсов при посредничестве мощного банковского сектора.
Национальная банковская система должна стать системообразующим элементом, рычагом для проведения государственной политики в области ускорения экономического роста и структурной перестройки экономики. Эффективное функционирование кредитного рынка вкупе со стимулирующей политикой государства — ключ к решению проблемы сырьевой ориентации российской экономики.
Банковский сектор способен эффективно содействовать государству в реализации базовых социальных функций посредством:
· повышения доступности жилья для граждан через механизмы ипотеки, использование финансовых инструментов для стимулирования развития жилищного рынка в целом;
· создания возможностей для повышения качества жизни с использованием потребительского кредитования;
· создания возможностей для повышения гражданами своей профессиональной ценности через использование образовательных кредитов;
· повышения ответственности граждан за свое благосостояние через формирование личных накоплений.
Повышение доступности финансовых услуг повысит вертикальную мобильность в обществе, ускорит обновление элит, будет способствовать развитию человеческого капитала. Получив, например, ипотечный или образовательный кредит, гражданин получает возможность поднять свое благосостояние и статус (т. н. «социальный лифт»). Человеческий капитал, в свою очередь, является базой инновационного развития экономики.
Политическая по форме цель — укрепление суверенитета — имеет и экономическое обоснование. Во-первых, суверенитет — это возможность максимизировать добавленную стоимость, производимую на территории России и распределяемую в интересах российских резидентов. Во-вторых, суверенитет — это определенная свобода в проведении внешней и внутренней политики. В частности, это возможность эмитировать деньги в соответствии с изменением внутреннего спроса на деньги. В отсутствие такой возможности национальные деньги замещаются их суррогатами и иностранными деньгами. В-третьих, суверенный банковский сектор смягчает внешние шоки, не требуя, в отличие от резервных фондов, отвлечения ресурсов из национального хозяйственного оборота. Таким образом обеспечивается экономическая безопасность государства, снижается уровень рисков, связанных с дискриминацией национальных компаний на мировом рынке. Наконец, мощный суверенный банковский сектор станет базой для экспансии российского бизнеса в другие страны. Таким образом, банковский сектор будет способствовать достижению глобальной конкурентоспособности российского нефинансового сектора.
Таблица 1. Связи между целями банковского рынка и потребностями российских экономических агентов:
Цели банковского рынка |
Экономические агенты Нефинансовые предприятия | Население | Государство |
Трансформация сбережений в инвестиции | Кредитные ресурсы для инвестиций и пополнения оборотного капитала | Новые инструменты инвестирования | Высокие темпы экономического роста |
Эффективная аллокация ресурсов | Обеспечение большей гибкости ставок в зависимости от уровня риска, присущего заемщикам; Обеспечение положительной реальной доходности инвестиций в финансовые инструменты | Обеспечение большей гибкости ставок в зависимости от уровня риска, присущего заемщикам; Обеспечение положительной реальной доходности инвестиций в финансовые инструменты | Общее повышение эффективности экономики при сохранении макроэкономической стабильности |
Содействие в реализации базовых социальных функций | Инструменты повышения лояльности работников | Финансовые инструменты, обеспечивающие социальную защиту и повышение уровня жизни | Повышение эффективности без существенного ущерба социальной справедливости |
Укрепление суверенитета | Снижение рисков, связанных с дискриминацией в интересах иностранных конкурентов (в т.ч. при зарубежной экспансии) | Максимизация добавленной стоимости, распределяемой в пользу российских резидентов | Финансовая инфраструктура для проведения самостоятельной экономической политики |
Достижение сформулированных выше целей банковского рынка необходимо для удовлетворения базовых потребностей российских экономических агентов, включая нефинансовые предприятия, население и государство (см. таблицу 1). Например, содействуя государству в реализации базовых социальных функций, финансовый сектор способен удовлетворить спрос населения на финансовые инструменты для защиты и повышения достигнутого уровня жизни. При достижении целей банковского рынка существенно облегчается проведение самостоятельной экономической политики, сохранение макроэкономической стабильности при общем повышении эффективности экономики. Для нефинансовых предприятий трансформация сбережений в инвестиции означает, в первую очередь, повышение доступности кредитных ресурсов для пополнения оборотных средств, расширения производственной базы, обновления инфраструктуры.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--