Доклад: Концепция развития тестовой технологии контроля уровня обученности студентов в системе профессионального образования России
Понятие педагогического теста
Несмотря на то, что многие преподаватели интуитивно правильно понимают процесс тестового контроля, необходимо дать четкое определение педагогического теста. Это позволит избежать терминологической путаницы и очертить границы предмета исследования.
Педагогический тест - это система заданий специфической формы, позволяющая измерить уровень обученности студентов, совокупность их представлений, знаний, и навыков на той или иной области содержания.
Необходимо сделать некоторые пояснения, к вышеприведенному определению. Педагогический тест рассматривается именно как система, как упорядоченное множество тестовых заданий. Задания - это те элементы, "кирпичики" из которых составляется педагогический тест. Педагогический тест, в большинстве случаев, не требует квалифицированных преподавателей для проверки результатов тестирования. Педагогический тест, как правило, не требует большого количества учебного времени на его проверку.
Подходы к классификации педагогических тестов
Что касается классификации тестов, то анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что существуют несколько подходов к этой проблеме.
Во-первых, педагогические тесты классифицируются по методологии интерпретации результатов тестирования на нормативно-ориентированные и критериально-ориентированные.
Во-вторых , педагогические тесты различаются на гомогенные и гетерогенные.
В-третьих, педагогические тесты в системе профессионального образования (ПО) подразделяются на виды: вступительные, текущие, на тесты промежуточной и итоговой аттестации.
В-четвертых , по форме предъявления педагогические тесты различаются на "бумажные" (бланковые), когда испытуемому предоставляется распечатка теста на бумаге, и на компьютерные, когда студент должен отвечать на задания работая на компьютере.
Приведем краткое описание различных видов педагогических тестов.
Нормативно-ориентированные и критериально-ориентированные тесты. Нормативно-ориентированный педагогический тест (по-английски norm-referenced test) позволяет сравнивать учебные достижения (уровень подготовки, уровень профессиональных знаний и умений) отдельных испытуемых друг с другом. Критериально-ориентированный педагогический тест (по-английски criterion-referenced test) позволяет оценивать, в какой степени испытуемые овладели необходимым учебным материалом.
Нормативно-ориентированные педагогические тесты используются для того, чтобы получить надежные и нормально распределенные баллы для сравнения тестируемых.
Критериально-ориентированные педагогические тесты применяются для того, чтобы интерпретировать результаты тестирования в соответствии уровнем обученности испытуемых на хорошо определенной области содержания.
Существенное значение приобретает использование критериально-ориентированных тестов в системе ПО для текущей, промежуточной и итоговой аттестации студентов. Преподаватели учебных заведений могут использовать результаты критериально-ориентированных тестов, чтобы правильно оценить уровень подготовки студентов, а также определить качество тех или иных программ обучения. Тесты этого типа позволяют проводить мониторинг успеваемости студентов, вовремя определять недостатки в подготовке студентов. Преподаватели и руководители учебных заведений отмечают, что результаты критериально-ориентированных тестов особенно полезны при диагностике недостатков в обучении, а также в итоговой и промежуточной аттестации студентов. Критериально-ориентированные тесты также используются для оценки различных образовательных программ.
В последнее время в средних специальных учебных заведениях России однозначно определяют совокупность представлений, знаний, умений и навыков, которые студенты должны усвоить, чтобы получить соответствующий диплом. Эта совокупность получила свое воплощение в создании государственных образовательных стандартов (ГОС). Использование критериально-ориентированных педагогических тестов, основанных на государственных образовательных стандартах, для итоговой и промежуточной аттестации студентов является на наш взгляд чрезвычайно перспективным.
Гомогенные и гетерогенные педагогические тесты. Гомогенный педагогический тест основывается на содержании какой-либо одной дисциплины. При его разработке авторы должны четко отслеживать, чтобы каждое задание не выходило по своему содержанию за рамки данной дисциплины. Гомогенный тест может быть как нормативно-ориентированным, так и критериально - ориентированным, в зависимости от цели его создания. Такой тип педагогического теста наиболее распространен в учебном процессе.
Гетерогенный педагогический тест основывается на содержании нескольких дисциплин. Гетерогенный педагогический тест является по своему существу междисциплинарным. В большинстве случаев каждое задание гетерогенного теста включает в себя элементы содержания нескольких дисциплин. При его разработке авторы должны представлять себе цели его создания и быть компетентными во многих дисциплинах. Естественно, гетерогенный тест гораздо более труден для авторов, чем гомогенный. Одной из разновидностей гетерогенного теста является набор гомогенных тестов, т.е. гетерогенный тест может состоять из ряда гомогенных частей (субтестов). Наибольшее распространение гетерогенные тесты получили при итоговом контроле студентов, а также при профессиональной аттестации кадров.
Виды тестов в системе профессионального образования. Основными видами контроля над учебной деятельностью студентов являются текущий, периодический (рубежный, поэтапный, промежуточный) и итоговый контроль. К сожалению, терминология видов и уровней контроля до конца не установлена, и разные авторы используют термины различно. Учитывая, что в системе ПО России необходимы вступительные испытания для поступающих, мы будем рассматривать следующие виды тестового контроля: вступительный, текущий, промежуточный (или рубежный, поэтапный) и итоговый (Таблица 4.2). Вступительный тестовый контроль осуществляется при приеме в среднее специальное учебное заведение в качестве вступительного испытания. Вступительное тестирование проводится по нескольким дисциплинам предусмотренным в нормативных документах о приеме в учебные заведения.
Таблица 4.2
Виды тестового контроля в системе ПО Россиии их основные характеристики
Вид теста | Тип теста | Приемы разработки | Оценки показателей качества |
Вступительный | Нормативноориентированный, гомогенный | Централизованный | Надежность – более 0.9. Прогностическая валидность более 0.5 |
Текущий | Критериально-ориентированный, гомогенный | Децентрализованный | Надежность – более 0.75. Высокая содержательная валидность |
Промежуточный | Критериально-ориентированный, гомогенный | Децентрализованный и (или) централизованный | Надежность – более 0.8. Высокая содержательная валидность |
Итоговый | Критериально-ориентированный, гетерогенный | Централизованный | Надежность – более 0.9. Высокая содержательная валидность. Критериальная валидность более 0.5 |
Для стандартизации требований к абитуриентам и унификации (единообразия) процедуры вступительных испытаний тестовый контроль абитуриентов должен быть организован централизовано. Для вступительных тестов можно рекомендовать гомогенный нормативно-ориентированный подход к интерпретации результатов тестирования. Хотя, как показывает зарубежный опыт, существует и гетерогенный нормативно-ориентированный тест SAT для поступающих и колледжи США состоит из двух субтестов: по математике и родному языку.
Текущий тестовый контроль может осуществляться в ходе повседневной учебной работы. Текущий тестовый контроль проводится с помощью нескольких параллельных форм (вариантов) теста, разработанного самим преподавателем или группой преподавателей. Этот вид контроля имеет большое значение для стимулирования у студентов стремления к самостоятельной систематической работе над выполнением классных и домашних заданий, повышения интереса к учению и чувства ответственности за его результаты.
Промежуточный (рубежный, поэтапный, периодический) тестовый контроль проводится обычно после изучения логически законченной части (раздела, модуля) программы или в конце учебного периода (семестра, курса). Он состоит в проверке учебной деятельности студентов по освоению сравнительно большего объема материала. Поэтому к промежуточному педагогическому тесту предъявляются повышенные требования. Он должен обладать достаточно высокой надежностью и валидностью. К его разработке должны привлекаться самые опытные преподаватели. Возможна организация централизованной разработки батареи (серии) промежуточных тестов по направлению, специальности и рассылка пакета с тестовыми материалами (вариантами теста, инструкциями, ответными листами, ключами ответов и др. документами) непосредственно в заинтересованные учебные заведения. Каждый тест для промежуточной аттестации должен бытьгомогенным, однако для соблюдения комплексности аттестации и междисциплинарных связей, необходимо разработка батарей (целых серий) гомогенных критериально-ориентированных тестов.
Итоговый тестовый контроль осуществляется вконце каждого учебного года, а также при завершении изучения дисциплины (курса) с обязательным учетом результатов текущего и промежуточного (периодического) контроля. Итоговый тестовый контроль может осуществляться в режиме итоговой аттестации для оценки степени соответствия уровня обученности студентов требованиям ГОС. Итоговый тест (или батарея итоговых тестов) совместно с другими аттестационными процедурами может существенно повысить качество подготовки специалистов. Однако, итоговый аттестационный педагогический тест должен обладать высокой содержательной валидностью и полностью соответствовать ГОС СПО по специальности. Разрабатывать такой вид теста должны опытные преподаватели и методисты под руководством профессиональных тестологов. Процесс разработки итогового теста должен проходить централизовано и включать в себя все научно-обоснованные этапы создания педагогического теста.
Наиболее перспективным, на наш взгляд, является разработка для итоговой аттестации гетерогенных междисциплинарных профессионально-ориентированных тестов. То есть таких критериально-ориентированных тестов, каждое задание которого базируется на содержании ГОС по нескольким ключевым специальным дисциплинам и ориентировано на профессиональную деятельность специалиста.
В первую очередь такой междисциплинарный профессионально-ориентированный тест будет измерять уровень усвоения студентами требований ГОС по специальным дисциплинам. И, во-вторых, междисциплинарный профессионально-ориентированный тест будет оценивать степень усвоения выпускниками профессиональных знаний, умений и навыков, которые им необходимы для начала профессиональной деятельности.
Междисциплинарный профессионально-ориентированный тест должен включать в себя несколько секций (субтестов). Часть из них базируется на одержании ГОС по специальным дисциплинам, а другая часть представляет систему заданий на "квазипрофессиональную ситуацию" и будет отражать требования потенциальных работодателей.
При формулировке тестовых заданий для всех видов тестов следует предусмотреть возможность получения в ответах студентов исчерпывающей информации как об уровне приобретенных и усвоенных знаний, так и об умении оперироватьими, об овладении логическими приемами мышления (анализа и синтеза, доказательства, аналогий и противопоставления, индукции и дедукции и др.).
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--