Доклад: Личность

Структура личности

Выясним, какова структура, основные компоненты личности. Это темперамент, характер человека, его способности, потребности, интересы, склонности, мотивы поведения, мировоззрение, мораль, отношение к себе, к людям, к окружающим.

Биологическое и социальное в структуре личности

В учении о личности давно возник и до сих пор сохраняется дуализм.

Одни стороны ее психологии и поведения - вера, мораль, разум, сознание - объясняются теологически, другие - темперамент, потребности, отчасти характер и способности - материалистически.

Это порождает противоречие в понимании поступков человека, так как они связываются с обеими, нравственной и биологической, сторонами личности человека.

Например, поведение мужчины в отношении женщины и женщины в отношении мужчины мы можем объяснять и моралью, и физиологией их чисто биологического влечения друг к другу как представителей разного пола.

Попытки научным путем разрешить это противоречие породили различные теории личности.

Я-концепция, ее роль

Я-концепция - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Я-концепция - целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе и включающий компоненты: когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. (самосознание); эмоциональный - самоуважение,) себялюбие, самоуничижение и т. д.; оценочно-волевой - стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т. д. Я-концепция - предпосылка и следствие социального взаимодействия, определяется социальным опытом

Реальное Я, идеальное Я, зеркальное Я

Ее составляющие: реальное Я (представление о себе в настоящем времени), идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы), динамическое Я (то, каким субъект намерен стать), фантастическое Я (то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось возможным) и др.

Негативные (признаки) и позитивная Я-концепция (факторы формирования)

Я-концепция - важный структурный элемент психологического облика личности.

Складывающаяся в общении и деятельности идеальная представленность индивида в себе, как в другом.

Становление Я-концепции, будучи в конечном счете обусловлено широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе которого субъект «смотрится как в зеркало в другого человека» и тем самым отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я. Формирование адекватной Я-концепции, и прежде всего самосознания, - одно из важных условий воспитания сознательного члена общества.

Когнитивный диссонанс

Одна из концепций западной социальной психологии, выдвинутая американским психологом Л. Фестингером (1957) и объясняющая влияние на человеческое поведение системы когнитивных элементов (верований, мнений, ценностей, намерений и т. д.).

Исходное положение - диссонанс есть негативное побудительное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект одновременно располагает двумя психологически противоречивыми «знаниями» (мнениями, понятиями) об этом объекте.

Самооценка

Она бывает двух родов: самодовольство и недовольство собой. Самолюбие может быть отнесено к третьему отделу, к отделу поступков, ибо сюда по большей части относят скорее известную группу действий, чем чувствований в узком смысле слова.

Для обоих родов самооценки язык имеет достаточный запас синонимов.

Таковы, с одной стороны, гордость, самодовольство, высокомерие, суетность, самопочитание, заносчивость, тщеславие; с другой - скромность, униженность, смущение, неуверенность, стыд, унижение, раскаяние, сознание общественного позора и отчаяние.

Указанные два противоположных класса чувствований являются непосредственными, первичными дарами нашей природы.

Представители ассоцианизма, быть может, скажут, что это вторичные, производные явления, возникающие из быстрого суммирования чувств удовольствия и неудовольствия, к которым ведут благоприятные или неблагоприятные для нас душевные состояния, причем сумма приятных представлений дает самодовольство, а сумма неприятных - противоположное чувство стыда.

Без сомнения, при чувстве довольства собой мы охотно перебираем в уме все возможные награды за наши заслуги, а, отчаявшись в самих себе, дол предчувствуем несчастье; но простое ожидание награды еще не есть самодовольство, а предвидение несчастья не является отчаянием, ибо у каждого из нас имеется еще некоторый постоянный средний тон самочувствия, совершенно не зависящий от наших объективных оснований быть довольными или недовольными.

Таким образом, человек, поставленный в весьма неблагоприятные условия жизни, может пребывать в невозмутимом самодовольстве, а человек, который вызывает всеобщее уважение и успех которого в жизни обеспечен, может до конца испытывать недоверие к своим силам.

Самоуважение определяется отношением наших действительных способностей к потенциальным, предполагаемым - дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель наши притязания.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 918
Бесплатно скачать Доклад: Личность