Доклад: Москва в XII веке

Совершим путешествие в глубь истории нашей столицы.

...На береговом мысу при впадении речки Неглинки в Москву-реку высится феодальный замок. За мощной бревенчатой стеной, стоящей на земляном валу, видим шатровый терем. От проездных ворот башни - "стрельницы" - пролегла вниз к пристани первая московская улица. По ее сторонам многочисленные огороженные частоколом усадьбы. Жилые и всевозможные хозяйственные постройки в них рубленные "в обло". Это низменный Подол - часть московского посада. Здесь на речном берегу располагались металлурги и кузнецы, гончары и кожевники. У пристани белеет парус: прибыли с товаром объехавшие свет "гости" - купцы.

Укрепленная крепость с прилегавшим торгово-ремесленным "предградцем" - такова Москва уже ко времени, когда впервые появляется в летописях упоминание о ней. А вокруг "града" в "кремлёвнике" - сосновом бору - раскинулись села славян-вятичей.

...Прошумели столетия, и на месте городища, окружавших его сел и деревушек, лесов и полей, топей, лугов вырос гигантский город.

Археология для истории, по выражению крупнейшего английского ученого Гордона Чаилда, подобна телескопу в астрономии и микроскопу в биологии: столь же расширяет она пространственный горизонт исторической науки. И публикуемая картина не плод досужей фантазии. Облик первоначальной Москвы воссоздан по археологическим данным доктором исторических наук М. Г. Рабиновичем, архитектором-реставратором С. С. Кравченко, художниками Г. И. Лазаревым и Ю. Д. Бржевской.

О Домострое и "тяжелой женской доле"

"Жены ради доброй блажен есть муж,и число дней его сугубо (удвоено)"

Домострой

"Россия оказалась на первом месте в мире по количеству женщин, работающих в сфере управления. 89 процентов отечественных предприятий зачислили дам в верхние менеджерские эшелоны. Второе место заняли Филиппины - 85 процентов, и США третье - 75 процентов. Женщинам досталось 42 процента всех руководящих постов в российском бизнесе ". Эта новость облетела газеты, экраны и сайты нашей страны в преддверие празднования женского дня и, наверняка, заставила испытать население страны чувство гордости таким прорывом русских женщин в мировую экономику. А стоит ли гордиться такими достижениями? Радоваться ли тому, что наша русская баба, вместо того, чтобы спокойно растить здоровых детей, полагаясь на крепкое мужеское плечо, вынуждена не только работать наравне с сильным полом, но и рвать когти, опережая мужчину по всем показателям и стремясь ввысь по ступеням карьерной лестницы. Ради самолюбия? Или ради обеспечения детей и своего благоверного, слишком занятого творческой работой, чтобы подумать об оплате обучения в ВУЗе старшенького и покупке выпускного платья для младшенькой. Не обижайтесь, мужчины, надеюсь, что среди моих подписчиков такие не встречаются. Да и пусть женщины почувствуют себя важными и нужными в канун единственного дня, когда они вспоминают, что они женщины, а не менеджеры, инженеры, продавцы и строители.

Интересно, а как жили и ощущали себя наши сестры по "несчастью" в прошлом?

Еще с X века среди земледельцев, населявших территорию Московского края, существовало разделение труда между мужчиной и женщиной, которое было обусловлено отнюдь не политическими, а физиологическими причинами. Женщины, как существа, во-первых - более слабые, а во-вторых, обремененные необходимостью продолжения рода, выполняли менее тяжелую работу. Мужчины пахали и сеяли, женщины убирали урожай. Лошадь была на попечении хозяина, за остальным скотом и домашней птицей ухаживала хозяйка. Женщина занималась изготовлением одежды, мужчина ловко владел топором, которым, по замечанию Льва Толстого, мог и построить дом и вырезать ложку.

Со временем как общество, так и положение женщины в нем менялось, однако неизменным оставался факт разделения прав и (заметьте!) обязанностей.

В "Домострое", которым любят пугать друг друга современные феминистки, читаем: "Подобает мужьям поучать жен своих с любовью и благорассудным наказанием. Жены мужей своих спрашивают о всяком благочинии, как душу свою спасти, и Богу, и мужу угодить, и дом свой хорошо строить, и во всем мужу покоряться, а что он накажет, то с любовью и со страхом внимать и творить по сему писанию. А в гости ходить и к себе звать и связываться, с кем муж велит".

Несмотря на "покорство" и "страх", жена не была рабой мужа: ей был вверен весь дом. Во всем, что касалось домашних дел, она была полной хозяйкой или, как тогда говорили, "госпожой". Воспитание детей, кладовые, огород, кухня были на ее попечении, и муж редко вмешивался в эту сторону домашней жизни.

Домашних дел хватало. Чем богаче муж, тем больше хозяйство. Однако чем же занимались женщины, лишенные возможности ходить на "любимую" работу и ведущие затворнический образ жизни на досуге?

Ну, не мне Вам объяснять, то досуг у женщины - явление весьма редкое. Хозяйка даже не каждое воскресенье могла себе позволить ходить в церковь. Другое дело - хозяйские дочери. Хотя и им сидеть без дела особо не дозволялось. К замужеству девушка должна была освоить все рукоделия, грамоту и Закон Божий. Однако и замужняя женщина не всегда занималась хозяйством. В праздники и ей удавалось отдохнуть. Герберштейн в своих "Записках о московитских делах" пишет, что "в определенные праздничные дни они (московиты) разрешают женам и дочерям сходиться вместе для развлечения на привольных лугах" для забав.

Помимо забав занимались женщины благотворительностью. Те, что победнее - раздавали милостыню и устраивали "благотворительные обеды" для нищей братии. Более знатные - устраивали храмы и монастыри.

Женщины привилегированного сословия проявляли себя на политическом, дипломатическом и культурных поприщах. Они были полноправными правительницами в своем княжестве или вотчине, обладательницами личных печатей, символизировавших их власть в княжествах и королевствах, регентшами, опекуншами. Эти представительницы прекрасного пола отличались на Руси высоким по тем временам уровнем образованности и культуры, что позволяло им принимать участие в государственных делах, в управленческой деятельности.

Не так уж мало выдающихся женщин оставили свой след в истории России. Среди них: великая княгиня московская Софья Фоминична (Зоя Палеолог), жена великого московского князя Ивана III и великая княгиня тверская Елена Стефановна. Рязанская княгиня Анна Васильевна проявила себя в политической жизни и борьбе как в Русских княжествах, так и за рубежом. Жена Дмитрия Донского суздальская княжна Евдокия также сыграла большую роль в истории Московского княжества.

Прав у таких женщин было гораздо больше, как впрочем, и у их мужей. Они наследовали земли мужа наряду со своими сыновьями, а в случае их малолетия становились полноценными опекунами с правом самостоятельного распределения наследства среди детей.

Были у княгинь и свои имения - волости. Некоторыми из них они могли распорядиться произвольно (опричнины). Другие назначались на их содержание; эти волости назывались княгининскими пошлыми. Во всех этих волостях княгиня была полною владетельницею и даже имела право вершить суд над подданными.

Среди детей они пользовались уважением не меньшим, чем их отцы. "А вы, дети мои, - говорит святой благоверный князь Дмитрий Донской в своем духовном завещании, - живите заодно, а матери своей слушайтесь во всем; если кто из сыновей моих умрет, то княгиня моя поделит его уделом остальных сыновей моих: кому что даст, то тому и есть, а дети мои из ее воли не выйдут… А который сын мой не станет слушаться своей матери, на том не будет моего благословения".

Договор великого князя Василия Димитриевича с братьями начинается так: "По слову и благословению матери нашей Авдотьи". В договор свой с братом Юрием Василий вносит следующее условие: " А матерь свою нам держать в матерстве (достоинстве) и в чести ". Сыну своему Василий Димитриевич наказывает держать свою мать в чести и матерстве, как бог рекл; в другом завещании обязывает сына почитать мать точно так же, как почитал отца. Князь Владимир Андреевич серпуховской дает своей жене право судить окончательно споры между сыновьями, приказывает последним чтить и слушаться матери. То же самое приказывает сыновьям и Василий Темный.

Тем не менее, как в богатых, так и в бедных семьях, главой в доме все же был муж. Женщина должна была во всем слушаться мужа, а девушка - отца. Женщина ничего не смела покупать без разрешения мужа (завидуйте, современные мужчины!), ни с кем знакомиться без его согласия, ни ходить без его ведома в церковь. Но ведь безоговорочное подчинение и послушание было уделом не только женщин, - беспрекословно повиноваться главе семьи должны были и все остальные домочадцы, живущие и с ним под одной крышей и зависящие от него. Почтение в отношении к старшим было залогом общего согласия и любви. А современная семья? Когда Ваша 15-летня дочь в ответ на Ваши замечание относительного ее позднего прихода домой, грубит Вам, - не возникает ли у Вас ностальгии по тому золотому времени? А при виде того, во что она одевается? А требования к внешнему виду в те времена были очень жесткие. Разве мыслимо было порядочной женщине показаться на людях не только в короткой юбке или с полуобнаженной грудью, но и без определенного количества длинных, сдерживающих движение одежд, надетых одна на другую? Глубокие декольте ввел в Моду лишь Петр I вместе с другими западными несуразицами. Кроме того, замужние женщины должны были прятать свои полосы - ни дома, ни на людях они не могли показываться без головного убора. Но опять же - существовали и свои, не менее жесткие требования к одежде мужчин.

Конечно, нельзя отрицать еще и тот факт, что зачастую женщины страдали от побоев.

"В доме мужа на стене девушку ждал "дурак" - так называлась плеть, предназначенная для жены. Поучения того времени не советовали бить жену железными и деревянными предметами, но "поучать вежливенько плетью". Кто не бил жены, о том благочестивые люди говорили, что он дом свой не строит и о своей душе не радеет, и сам погублен будет и в сем веке, и в будущем, и дом свой погубит" - вот типичное описание России времен Ивана Грозного.

Да, было дело. Недаром жива до сих пор средневековая пословица: "Бьет - значит любит".

Но били не только женщин - но и детей: "Кто жалеет розгу, тот губит ребенка". (Может, нашим избалованным детям иногда тоже не хватает ремня?)

Да и по прошествии веков ситуация не сильно изменилась. Сейчас в рабоче-крестьянской среде мужья бьют жен не менее часто, чем раньше.

Значит, дело, наверное, не в половых предрассудках, и не в социальном строе, а в общей жестокости нравов в определенных кругах общества. Просто в то время образованных, хорошо воспитанных людей было меньше, и общий культурный уровень был ниже. Хотя, о современном обществе я бы не стала говорить с такой уверенностью.

Разумеется, чем ниже было положение женщины, тем больше бедной доставалось. Хуже всего приходилось крепостным. Были случаи, что крепостные женщины подвергались насилию со стороны господ. С другой стороны, разве крепостные мужчины имели больше прав?

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 426
Бесплатно скачать Доклад: Москва в XII веке