Доклад: Налоговая политика и ее нюансы
Мы все страдаем неизлечимым желанием платить поменьше налогов. Такое обыкновенное желание понятно всем, за исключением разве что г-на А из налоговой инспекции, да и то предоставленное ему объяснение в виде банковских знаков вызывает понимание сложившейся ситуации.
Но если мы попытаемся вникнуть в суть вопроса, то возникают сложности.
На каждом своем семинаре по теме «Налоговое планирование» вначале я задаю один и тот же вопрос: «Зачем вы хотите платить меньше налогов?» и по сей день чаще всего в ответ слышу невразумительное «мычание». Я никого не хочу обидеть, но ведь когда вы покупаете машину, или телевизор, или новую пару туфель, то знаете, зачем это делаете, или желания являются спонтанными, а поступок неконтролируемым?
Почему же когда мы хотим уменьшить сумму уплачиваемых налогов, то не можем быстро ответить на этот вопрос?
Конечно, на первый взгляд может показаться не совсем корректным сравнение приобретения вещей для личного потребления с решением бизнес-задачи. Но только на первый взгляд это сравнение является некорректным.
Согласитесь, что у любого поступка есть цель: новый телевизор покупается, потому что качество трансляции старого не устраивает, или потому что плазменная панель значительно лучше подходит под созданный интерьер квартиры и т.д. и т.п.
А значит, логично предположить, что у нашего желания тоже есть цель. Она немного скрыта от нас, точнее мы по какой-то причине не хотим или не можем ее сформулировать, или может, мы просто боимся ее сформулировать.
Как говорят психологи — человек, понимающий, что он сумасшедший, уже наполовину вылечился. Тогда давайте смотреть правде в глаза: начнем с осознания проблемы, для того чтобы приступить к ее лечению.
Мы хотим платить меньше налогов, потому что нам — жалко.
При этом, анализируя сложившуюся в Украине, да и не только в Украине, ситуацию можно выделить два подхода к словосочетанию «жалко денег».
Первый следует сформулировать бытовым языком: мне жалко платить деньги такому государству, поскольку эти деньги все равно разворовываются, трубы в домах не чинятся, дворы не убираются, дороги не ремонтируются, государство обо мне не заботиться, — я не хочу платить ему за такое свинское отношение.
Второй подход формулируется технократическим языком: если компания платит большую сумму налогов, значит, ее менеджмент не эффективен, поскольку не эффективно использует имеющиеся ресурсы — этот подход присущ большим компаниям, где постепенно начинают забывать, что за любым словом и делом стоят реальные живые люди.
Однако, по сути, и первый и второй подходы несут в себе одну и ту же смысловую нагрузку: я хочу меньше платить налогов, потому что хочу меньше тратить денег.
Является ли желание человека меньше тратить преступным?
Когда кто-то хочет купить подешевле телевизор или джинсы и поэтому заказывает их по Интернету, что вместе с доставкой из другой страны обходиться дешевле, чем покупка в нашем магазине, — это преступление? Конечно, нет.
Почему же тогда у нас сформировалось убеждение, что платить меньше денег государству — это преступление?
Но ведь, заплатив кому-то, в том числе и государству, меньше, чем платил до этого, можно эти деньги потратить на свою семью. Я даже не говорю о том, что можно купить ребенку велосипед или застраховать себя на случай болезни, или отложить деньги на образование детей. Я говорю о том, что, например, изымаемые государством деньги в виде подоходного налога наиболее ощутимый удар наносят как раз по малообеспеченным семьям. Это значит, что минус 15% от зарплаты лишают детей в таких семьях, конечно не хлеба и воды, а овощей и фруктов (много ли накупишь помидоров по 13 грн или винограда по 20 грн за кило на зарплату 700 грн). А тем бессовестным, которые считают, что я утрирую ситуацию, рекомендую сесть в свой или служебный автомобиль и проехаться куда-нибудь в глубь страны, например, в Харьковскую, Донецкую или Луганскую области.
Кто-то может сказать, что предприятие и человек — это разные вещи. На это можно ответить, что, во-первых, человек — это не вещь, а во-вторых, за каждым предприятием стоит даже не один, а несколько десятков, а то и тысяч человек.
И по этой причине на предприятиях ситуация во много крат гипертрофированна — вместо того чтобы повышать зарплату и создавать новые рабочие места, приобретая новое оборудование, предприятие вынуждено платить налоги. Конечно, я говорю о предприятиях и работодателях, заботящихся о своем будущем и постоянно ломающих голову над проблемами: как повысить производительность труда, как ускорить развитие и т.п.
И вот тут у меня возникает вопрос: что является бóльшим преступлением, — меньше платить налогов государству или лишать себя, свою семью, людей, которые на тебя работают, дополнительных благ?
Ответьте сами...
И тут логично было бы разобраться в том, что такое государство, при этом не стоит брать в руки юридические справочники и словари, поскольку в них написана галиматья, исключающая человека из данного термина и не поддающаяся нормальному объяснению. Лучше взять какой-нибудь обычный толковый словарь, например малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона* в котором написано: «Государство, есть организация оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти; таким образом, в понятии Г. — три элемента: население (народ), территория и власть».
Следовательно, в первую очередь, государство — это люди, проживающие на определенной территории, то есть это мы с вами являемся государством. Совершенно логично предположить, что из 46 млн проживающих в Украине далеко не все друг с другом знакомы и далеко не все поддерживают друг с другом хорошие отношения. Однако, следуя обязанности уплачивать налоги, мы занимаемся тем, что отдаем свои деньги государству, то есть другим людям, в том числе и тем, которых не любим и не уважаем, то есть чужим людям.
Можем вернуться к ранее поставленному вопросу, но несколько его перефразировав: что является бóльшим преступлением, — меньше платить денег чужим людям или лишать себя, свою семью, людей, которые на тебя работают дополнительных благ?
А теперь давайте сравним принудительную передачу денежных средств одним человеком другим людям с одной формулировкой в Уголовном кодексе Украины: «Требование передать чужое имущество или права на имущество или осуществление любых других действий имущественного характера с угрозой насилия над потерпевшим или его близкими родственниками..., — карается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на тот же срок», а когда то же самое совершено группой лиц, то сроки увеличиваются. Да, это ст. 189 «Вымогательство» Уголовного кодекса Украины.
Многие назовут написанное передергиванием фактов, непрофессиональным подходом к экономике и юриспруденции, но автору это достаточно безразлично, потому что никто не сможет отрицать, что, платя налоги, мы забираем деньги у себя и своих близких и отдаем их государству — другим неизвестным нам людям.
И когда я задаю себе вопрос — заплатить мне налоги или оставить эти деньги себе? — то ответ напрашивается сам собой, поскольку он записан в Конституции Украины в статье 48: «Каждый имеет право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, который включает достаточное питание, одежду, жилье».
Как вы понимаете, Конституция не содержит пояснений того, что такое «достаточный жизненный уровень», а значит, используя ст. 19 Конституции, я имею право применить принцип «все, что не запрещено, то разрешено» и самостоятельно решить вопрос о своем достаточном жизненном уровне. Некоторые апологеты от юриспруденции скажут, что в Конституции речь идет о минимальном уровне жизненного обеспечения. На это можно возразить: Конституция Украины является законом не для нищих и убогих, а документом, декларирующим, что в государстве Украина все должны жить богато — с большим достатком и пользуясь всеми возможными благами, иными словами — действие Конституции Украины направлено на то, чтобы богатство людей росло и множилось.
При этом совершенно не идет речь о нарушении закона, здесь нет речи о незаконном возмещении НДС, когда один или несколько человек за счет манипуляций и мошенничества забирает у государства наши же деньги, как раз по этой причине к таким людям следует относиться критически.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--