Доклад: Научная индукция
1) планомерный и методический отбор предметов для исследования;
2) установление их существенных свойств, необходимых для самих предметов;
3) раскрытие внутренней обусловленности этих свойств (признаков);
4) сопоставление полученных выводов с другими положениями науки в этой области.
Средства (приемы) исследования:
= наблюдение - без вмешательства в ход событий в явлении;
= научный эксперимент.
Научная индукция дает вывод высокой степени достоверности. Методом индукции устанавливаются в первую очередь причинно-следственные связи между явлениями. Наиболее употребительными являются следующие индуктивные методы установления причинно-следственных связей:
= метод сходства;
= метод различия;
= соединенный метод сходства и различия”
= метод отсутствующих измерений;
= метод остатков.
Метод сходства основан на сравнении двух и более обстоятельств, предшествующих явлению.
Суть метода сходства: если несколько случаев исследуемого явления возникают в различных условиях, но при наличии единственного общего обстоятельства, то это обстоятельство и есть причина данного явления.
Схема метода:
При условии А, В, С, Д возникает явление а
при условии А, F Е, О ------”-------- а
при условии А, L, M, N ------”-------- а
Обстоятельство А, по-видимому, есть причина явления а.
Метод сходства применяется обычно при изучении явлений, которые наблюдаются в естественных условиях, но их нельзя проверить экспериментально. Он дает вероятные выводы.
Как повысить степень вероятности вывода?
1-е - включить в рассмотрение максимальное количество случаев, постараться рассмотреть все возможные обстоятельства.
2-е - рассмотреть обстоятельства, значительно отличающиеся друг от друга, ибо чем больше различий между обстоятельствами, за исключением одного, тем больше степень вероятности.
Метод различия связан с экспериментом. Суть его выражена в следующем: если при одних и тех же условиях наличие какого-либо обстоятельства вызывает, а его отсутствие устраняет исследуемое явление, то это обстоятельство и есть причина данного явления.
Схема метода: при условии А, В, С, Д возникает явление а
при условии В, С, Д явление а отсутствует
Обстоятельство А, по-видимому, есть причина явления а.
Метод различия дает более вероятный, по сравнению с методом сходства, а часто почти достоверный вывод.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--