Доклад: Общая характеристика понятия
Для начала посмотрим, как обсуждают эту тему уже знакомые нам герои: Сообразительный студент, Студент-тугодум и Автор.
Ав: Я хочу предложить вам новый материал для размышлений о вашем собственном мышлении. Вы готовы?
Сс: Еще бы! Мы что-то уже давно в этом не упражнялись. Изучаем разные исторические или юридические законы и факты, а о том, при помощи чего мы все это изучаем, что делает это изучение возможным. Вы нам рассказываете очень маленькими порциями.
Ав: Вы имеете в виду, что у вас маловато часов по логике? Я с вами согласен, но нам приходится действовать в пределах отведенного времени. К тому же мы с вами знаем, что для того, чтобы быть логически культурным человеком, одних логических знаний мало, надо еще в деле разбираться. Ведь самое-то логику предметом своих профессиональных занятий делают очень мало людей.
Ст: Ладно. Вы ведь собирались предложить нам материал для размышлений. Я уже готов размышлять.
Ав: Ах, так! Вам надоело слушать общие рассуждения? Очень хорошо, вот вам задача для размышления. Предположим, что я инопланетянин, который в совершенстве знает русский язык, но по странной случайности совершенно не понимает, что такое стул. Знает все, кроме стула. Далее, предположим, что в нашей комнате нет стульев, и в нашем распоряжении нет никаких средств изображения. Пожалуйста, объясните мне, что такое стул. Сс: Ну, это просто. Стул — это то, на чем сидят.
Ст: Нет, погоди. Он же тогда поймет, что садовая скамейка тоже стул.
Сс: Да как же можно перепугать садовую скамейку и стул?!
Ав: Можно, если руководствоваться тем, как вы мне это объяснили. На садовой скамейке сидят. Стул — это то, на чем сидят. Следовательно, садовая скамейка — это стул. Это не я предложил, а вы.
Сс: Ну, на стуле может сидеть только один человек, а на садовой скамейке — много.
Ст: Значит, так и надо сказать. Стул — это то, на чем может сидеть один человек.
Ав: А два человека могут сидеть на стуле, если они не очень толстые?
Сс: Хм, могут.
Ст: Как же тогда сказать?
Ав: Наверное, следует сказать, что стул предназначен для сидения одного человека, а сколько уж там людей сможет на него сесть — это их дело.
Сс: Правильно! Теперь мы можем объяснить, что такое стул!
Ст: Подожди, табуретка ведь также предназначена для сидения одного человека.
Сс: Но у табуретки нет спинки!
Ст: Конечно, но это также надо сказать нашему Автору-инопланетянину. Итак, стул — это то, что предназначено для сидения одного человека и имеет спинку.
Ав: Позвольте мне вмешаться в вашу дискуссию. Мне не очень нравится оборот «то, что». Нельзя ли нам заменить его какими-нибудь другими словами так, чтобы вышло изящнее?
Сс: Я знаю! Надо подумать, к чему принадлежат стулья. Стулья принадлежат к мебели. Значит, стул — мебель.
Ав: Ну, лучше сказать, что стул — это предмет мебели.
Сс: Правильно! Поэтому получится, что стул — это предмет мебели, предназначенный для сидения одного человека и имеющий спинку.
Ст: Вроде бы хорошо. Но, подожди! А кресло? Кресло тоже предмет мебели, служащий для сидения одного человека и имеющий спинку!
Сс: Но у кресла есть подлокотники, а у стула нет!
Ст: Точно. Это надо тоже сказать нашему инопланетянину. Получится, что стул — это предмет мебели, предназначенный для сидения одного человека, имеющий спинку и не имеющий подлокотников.
Ав: Ну, вот. Пожалуй, теперь я узнаю, что есть стул, а что нет, в любом случае, когда бы я не встретился с предметом, называемым вами стулом. А теперь у меня еще один вопрос к вам: так что же мы сделали?
Сс: Я думаю, что мы родили мысль о стуле.
Ав: Правильно! К тому же почти по Сократу. А как мы ее родили?
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--