Доклад: Организационно-педагогические условия формирования ключевых компетенций в процессе гуманитарной подготовки

Автор: Л.Б. Тароева

преподаватель ЧитТЭК

филиала ГОУ ВПО «БГУЭП»

2009


Содержание

Введение

1. Компетентностный подход в странах Евросоюза и США

2. Компетентностный подход в профессиональном образовании России

3. Организационно-педагогические условия формирования ключевых компетенций в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла

Заключение

Рекомендации

Литература


Введение

Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь образования, которое напрямую связано с экономикой через обеспечение подготовки производительных сил. Модернизация образования – социальный и культурный процесс, включающий работу по созданию новой системы ценностей и новых моделей образования [1]*.

Традиционное знаниевое образование утрачивает свою эффективность и целесообразность. Прежде всего, это обусловлено развитием современного информационного общества, для которого характерны:

стремительное обновление знаний (объем новой информации уже невозможно охватить учебными программами);

информатизация профессиональной деятельности (добывание информации становится условием существования любого современного производства);

отсутствие необходимости перегружать память знаниями «про запас» (сегодня существуют информационные хранилища иной природы, надо только уметь пользоваться ими).

Сегодня востребованным становится образование не на всю жизнь, а через всю жизнь. Стратегия модернизации образования Российской Федерации предполагает, что в основу обновленного образования будут положены «ключевые компетентности», которые являются предпосылкой для развития и распространения компетентностного подхода. Специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается не готовое знание, а формируются умения, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский или практико-преобразовательный характер и сама становится предметом усвоения.

Компетентностный подход не является совершенно новым для российского образования. Ориентация на освоение умений, обобщенных способов деятельности была ведущей в работах отечественных педагогов В.В. Краевского, Г.П. Щедровицкого, В.В. Давыдова и их последователей [6]. Но данная ориентация практически не использовалась при построении типовых учебных программ, стандартов. Поэтому сегодня для реализации компетентностного подхода нужна опора на международный опыт, с учетом необходимой адаптации к традициям и потребностям Российского государства.

* В квадратных скобках дана ссылка на список литературы в конце работы. Цифры обозначают порядковый номер источников.


1. Компетентностный подход в странах Евросоюза и США

В мировой образовательной практике компетентность выступает

в качестве центрального понятия, так как:

объединяет интеллектуальную и навыковую составляющие образования;

включает интерпретацию содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»);

обладает интегративной природой (охватывает ряд однородных или близкородственных знаний и умений, относящихся к широким сферам культуры и деятельности: информационной, правовой и т.д.).

Образование, ориентированное на формирование компетенций, зародилось на рубеже 60-70-х годов XX столетия в США (competence-based education). Впервые понятие «компетенция» в образовании предложено профессором Массачусетского университета Н. Хомским в ходе исследования проблемы повышения эффективности обучения языковой грамотности (1965 г.). С этого времени понятия «компетенция» и «компетентность» начинают широко использоваться при обучении языку (в том числе и неродному), а также при подготовке специалистов в области менеджмента и предпринимательства.

В США выделяют три основных компонента компетентности: знания, умения и ценности. При этом в этой стране уделяется особое внимание компетентности в области новых информационных технологий. Это связано с тем, что в условиях постоянно увеличивающегося объема информации, способов ее доставки, особенно актуальным становится умение отбирать, анализировать и использовать многообразные, зачастую противоречивые данные.

В 1984 г. английский ученый Дж. Равен выдвинул положение о том, что компетентностный подход должен рассматриваться на стыке педагогической и психологической наук [10]. Именно Дж. Равен предложил первую систематизацию компетентностного подхода по следующим критериям:

формирование компетентности на разных возрастных ступенях развития человека;

условия, необходимые для формирования и развития компетентности.

В массовом порядке компетентностный подход в Великобритании начал реализовываться в 1995 году. В нем четко выделяются ключевые компетенции – key skills, сердцевинные (активные) компетенции – core skills, основные компетенции – base skills. При этом ключевые компетенции делятся на две группы: коммуникационные (работа с информационными технологиями) и базовые – компетенции широкого профиля (работа в группе, умение принимать решение и т.д.).

В Великобритании стандарт образования не фиксирует знаниевые достижения учащихся, как это принято в России, а определяет положительный вектор развития учащегося. Соответственно, выделяются различные уровни подготовки. В идеале на высшем уровне выпускник должен уметь выстраивать стратегию деятельности, оперативно решать проблемы (эти два первых требования касаются не только профессиональной деятельности, но и повседневной жизни), управлять коллегами и поддерживать их мотивацию на эффективную работу.

В последние годы в Германии и Австрии происходит переориентация системы образования на компетентностный подход. Особое внимание уделяется трансформации форм обучения с целью формирования ключевых компетенций (в немецкоязычных странах – ключевые квалификации). Изменение форм обучения предполагает повышение инициативы и активности учащихся, увеличение значимости роли преподавателя в педагогическом процессе.

Анализ компетентностного подхода в странах Евросоюза и США показывает, что в развитых странах под компетентностным подходом понимают выстраивание образовательного процесса с позиций развития личности, через мотивацию ее саморазвития. Результаты внедрения компетентностного подхода за рубежом доказывают, что данный подход в наибольшей степени отвечает требованиям, предъявляемым к выпускникам систем общего и профессионального образования, со стороны личности, работодателей, государства, социума в целом.

2. Компетентностный подход в профессиональном образовании России

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 203
Бесплатно скачать Доклад: Организационно-педагогические условия формирования ключевых компетенций в процессе гуманитарной подготовки