Доклад: Основные виды общения и их характеристики
Эффективные
а) понимающее общение - безоценочное реагирование на то, как видит (что говорит) себе партнер, но и с учетом его поведения и разговора.
б) рефлексивное общение - “Я думаю за моего партнера и хочу понять, правильно ли я его понимаю”.
Достаточно характерно для психолога.
Неэффективное
а) принижающее общение - ущемление прав партнера
б) агрессивное общение - то общение в процессе которого имеют место нападки на партнера.
в) защитно-агрессивное общение - агрессивное общение, вызванное другим партнером. Ответная форма (следствие, частный случай агрессивного общения). Любая агрессия - это признак слабости, это форма, через которую человек защищается.
Промежуточная форма эффективного и неэффективного общения - директивное общение (прямое, указывающее) - прямое воздействие на другого без принижения его достоинств, качеств и т.д.
Наиболее часто встречающиеся в практике:
Наиболее эффективное:
1) понимающее общение
2) директивное общение
Зависит от 3 факторов:
1) от целей;
2) от уровня развития взаимоотношений;
3) от конкретной ситуации.
Виды понимающего реагирования
I. Простые фразы (действия), свидетельствующие о наличии контакта: “Я весь во внимании”, “Я вас внимательно слушаю”, но не “Я слушаю”.
Поведенческие акты:
1) наличие глазного контакта
2) кивание головой
3) наклоны туловища в сторону собеседника.
Уменьшение расстояния между партнерами + снижение голоса.
4) отсутствие защитных положений руки (рука у лица, у рта, у лба, у щеки).
II. Перефразированное содержания мыслей, состояний, чувств, переживаний, открыто выраженных у партнера: “Правильно ли я понял: так, так и так?”, “Вот вы сказали и т.д.”
III. Выяснение скрытых чувств собеседника, о которых он не заявляет, но о которых он знает, переживает.
Зондирование - актуализация в сознании того, что партнер скрывает, но что очень важно (консультации и следственное взаимодействие).
IV. Подведение резюме (резюмирование) после определенного этапа взаимодействия.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--