Доклад: Печать русской православной церкви: традиции и перспективы

ПЕЧАТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Конец 80-х – начало 90-х годов нашего столетия стало началом в озрождения системы печати Русской православной церкви. Причем ее становление происходит с использованием богатого опыта издательской деятельности Русской православной церкви прошлого века. Чтобы понять, в каком направлении идет и, очевидно, будет происходить развитие церк овной периодики, необходимо обратитьс я к издательскому опыту прошлого.

Формирование системы печати РПЦ относится к началу XIX века, и уже к середине его Русская православная церковь располагала широкой сетью периодических изданий, рассчитанных на самые широкие группы населения. Здесь были и сугубо научные издания, богословские, ориентированные на ученых богословов и на высшую церковную иерархию, веропроповеднические; издания, выполняющие задачи религиозно-нравственного просвещения, катехизисные, рели гиозно-назидательные, официально-хроникальные и пр.

Причем развитие системы происходило и на пространственном уровне. К концу века церковные журналы начали выходить не только в Петербурге, Москве, Казани, признанных религиозных центрах, но и во многих других городах: Рязани, Ярославле, Одессе, Харькове. В 46 городах издавались «Епархиальные ведомости».

Возникновение широкой сети изданий Русской православной церкви обусловлено целым рядом причин, главные из ко торых были обнародованы в первых номерах многих изданий, вышедших в это время. Так, в книге 1-й вышедшего в 1899 году нового богословского журнала «Вера и церковь» было заявлено, что он будет отвечать «на запросы религиозной мысли и духовной жизни современного общества и противодействовать рационализму и неверию». «Православный собеседник» появление церковных периодических изданий объяснял необходимостью сближения правос лавия и мирской жизни. По своему характеру и по типу все издания отчетливо дифференцировались по задачам и по тем группам аудитории, к которым они адресовались.

Характер церковного официоза имел еженедельник «Церковные ведомости», орган Святейшего и Правительствующего Синода. Практически каждый , его номер состоит из трех рубрик: «Высочайшие повеления», «Высочайшие награды», «Высочайшая благодарность». К нему примыкал «Право-

славный благовестник», который был, правда, органом Правос лавного миссионерского общества, но пользовался высочайшим покровительством императрицы.

Богословскую науку представляли журналы, которые в основном выходили при Духовных академиях. Одним из старейших академических богословских изданий был журнал «Христианское чтение», который выходил при Духовной академии Санкт-Петербурга и появился еще в 1-й четверти XIX ве ка. В нем, как и во многих других журналах подобного типа, было 5 отделов: творения Святых отцов, изыскания и рассуждения касательно христианской религии, христианское учение, духовная история, назидательные размышления.

«Богословский вестник» – орган Московской духовной академии. Выходил 1 раз в месяц. В журнале также было 5 отделов: творения Святых отцов в русском переводе, исследования и статьи по богословским, философским и историческим наукам, «Из современной жизни»– обозрение со бытий и мероприятий в церковной и гражданской жизни, сведения о духовных потребностях настоящего времени, сведения о внутренней жизни Академии, критика, рецензии, библиография по богословским наукам; приложения – диссертации, протоколы заседаний Совета Академии.

Харьковская Духовная академия издавала журнал «Вера и разум» – 1884–1917 гг. В журнале было 3 отдела: церковный, философский и «Листок для Харьковской епархии», заменяющий епархиальные ведомости. Периодичность журнала – 2 книжки в месяц.

Академические богословские журналы были посвящены в основном изысканиям в области богословской мысли. Но такой академизм не вполне соответствует характеру периоди ческих изданий и, конечно, эти издания . могли быть рассчитаны только на очень узкий круг читателей. Поэтому постепенно и уже существующие издания начинают уходить от своей узкой направленности (это видно хотя бы по рубрикам «Богословского вестника» «Веры и разума») и появляются новые, тоже богословского характера, но ориентированные более на связь с мирской жизнью. Таков журнал «Вера и церковь» (Москва) – духовный, богословско-апологетичес кий журнал. Здесь можно было прочитать такие статьи, как «Честь – современное понятие о ней и их оценка с христианской точки зрения», «Библейская гигиена и макробиотика», «Пособие студентам к повторению догматико-апологетического курса лекций по богословию» и др.

. Но сам характер богословского академического издания не мог, конечно, удовлетворить потребности популяризации сложных богословских проблем. А такая потребность существовала. Поэтому в 1902 году в Петербурге начал изда ваться церковно-общественный журнал «Православное русское слово», который заявлял, что, в отличие от ряда других духовных органов, которые служат «академической богослов ской науке» и предлагают чтение «не всегда приноровленное к насущным вопросам и живым интересам « общества», он предпримет ряд мер для «большей связи с обществом».

В то же время возникает новый тип так называемого народного церковного журнала, ориентированного на все возрастные категории и предназначенного в основном для семейного чтения, для чтения в храмах (храм как дом и все прихожане – единая семья), для чтения в школах. Это такие журналы, как «Домашняя беседа для народного чтения», «Доброе слово » – еженедельный духовно-нравственный и патриотический журнал, «Духовная беседа» – веропроповеднический, религиозно-нравственный сборник, духовно-народный журнал «Кормчий», который адресовался каждой –православно-русской семье» и был, кроме того, «одобрен как полезное чтение для солдат» и рекомендован «к выписке для российской артиллерии».

К народным журналам относилась также целая группа журналов, предназначенных для воскресного чтения (воскресенье в христианской религии особый день – служения Бе гу). Поэтому для этих целей и под таким названием издавались многие народные журналы: «Воскресенье», «Воскресный день», «Воскресный благовестник» и др. По характеру публикаций и по целевым установкам они были религиозно-назидательные и предназначались больше для семейного чтения.

Развивается сеть изданий, ориентированных на детскую аудиторию, в основном на учеников церковно-приходских школ, число таких школ по России постоянно увеличивается и появляется необходимость в охвате и этой аудитории. Кре ме того, у изданий этого типа существуют и другие целевые установки, многие из них играли роль учебных пособий для детей, обучающихся в церковно-приходских школах: «Церковно-приходская школа»; « Приходская жизнь», «Православный собеседник». Здесь даются, кроме прочих материалов, обзоры церковных постановлений о крещении и миропомазании, различные полезные знания из истории православия, поучения Святых отцов и др.

Борьбе с сектантством и расколом посвящалась группа и зданий миссионерского, разъяснительного характера: «Миссионерское обозрение», «Миссионерский сборник», «Православный путеводитель». Православное миссионерское общество в Москве издавало журнал «Миссионер».

Большую группу изданий составляли журналы, рассчитанные на людей, ин тересующихся философскими проблемами религии, ее историческими корнями, – в основном на ин теллигенцию и думающих людей из других сословий. К таким изданиям можно отнести: «Веру и разум», «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения», «Чтения в Обществе любителей древней письменности», «Чтения Московского Общества Истории и Древностей Российских», «Стран-пик», «Душеполезное чтение»; «Православное обозрение», например, которое издавалось под редакцией священника Н. А. Сергиевского, кроме материалов догматического, нравственного, церковно-исторического и назидательного содержан ия, публиковало лучшие произведения иностранной богословской литературы.

Остались незабытыми и средние слои духовенства. Причем здесь было множество изданий, которые были рассчитаны как на действующих священнослужителей, ведущих службы в многочисленных храмах по всей России, так и на людей, посвятивших себя монашеству. И ллюстрированный ежемесячный журнал «Монастырь», который издавался в Нижнем Новгороде, был адресован православному русскому монашеству, духовенству и паломникам. Паломникам предназначались и другие журналы, в числе которых еженедельный иллюстрированный журнал «Русский паломник» (издатель А. Поповицкий) с приложением (жур нал «Светочь») – 1885–1917 гг.

В помощь священнослужителям, работающим в войсках, также издавались специальные журналы, например, «Вестник военного духовенства», выходивший в Санкт-Петербурге с 1889 г., с 1911 г. расширил круг аудитории и стал называться «Вестником военного и морского духовенства». Издавался, как и все остальные церковные издания, до 1917 года.

Надо отметить,, что в системе церковной печати прошлого века и дореволюционного периода преобладали издания журнального типа, хотя многие из них все равно именовались газетами. Непосредственно же газетных изданий (в 2–4 полосы) было очень немного. К так ому типу изданий в основном относились «Епархиальные ведомости».

Помимо «толстых» журналов, которые, как правило, состояли из 2–3-х, а то и более книг, существовали и «тонкие», издания более массового характера: народные, для семейного чтения, церковно-педагогические, методические и др. Некоторые из этих изданий выходили с иллюс трациями, материалы в них излагались живым популярным языком.

Ка к видно из дат, обозначающих годы издания многих журналов и газет, все они закончили свое существование в 1917 году, и этот год, а также последующий 1918-й можно считать временем полного распада когда-то мощной системы церковной печати. Все церковные «контрреволюционные» и здания были закрыты еще до завершения работы Поместного Собора (в 1918 году) на котором Патриархом был избран Тихон. Каким-то чудом удалось сохраниться только «Православному церковному календарю», который продолжал издаваться и издается до сих пор без перерыва. Оч евидно, это связано с тем, что он имеет сугубо информационный характер и сообщает только хронологию церковны х праздников, дат поминовения и пр.

На смену им приходят новые советские антирелигиозные издания: газеты – «Церковь и революция», «Наука и религия», «Безбожник». Начинают издаваться общественно-политические журналы: «Красная новь», «Пролетарская революци я». В 1925 году появляется ежемесячный научно-методический журнал «Антирелигиозник», который являлся органом Центрального Совета Союза воинствующих безбожников. Его задача состояла в «руководстве всей научно-методической работой Союза воинствующих безбожников как в области пропаганды атеизма, так и в области организации безбожного движения». В 1930 году начинается издание журнала «Воинствующий атеизм», который ставит себе целью «освобождение трудящихся от религиозного воззрения на природу и общество».

Обновленческий период в Русской православной церкви, который был направлен на «сокрушение казенной церкви», соответствовал «требованиям дня». Хотя это, очевидно, был вынужденный шаг, чтобы сохранить церковь в существующих условиях. Власти тоже не могли полностью уничтожить церковь, но и сохранять ее в прежнем виде не хотели. Поэтому обновленческое движение было поддержано свыше и обновленцы получили возможность издавать печатный орган. В 1922 г., впервые со времени запрещения всех церковных изданий, священник Сергей Калиновский получил разрешение издавать первый неправительственный журнал под названием «Живая цер1 ковь». Всего вышло 11 номеров журнала, последний – в феврале 1923 года. Если вначале тираж журнал составлял 10 тыс. экземпляров, то последний его номер уже был напечатан пятитысячным тиражом.

В журнале было шесть отделов – рубрик. В основном материалы шли под тремя основными рубриками: «Вопросы религии и церкви при свете жизни» (это был первый отдел); второй – «Обновление церкви на европейских началах» и шестой – «Хроника».

Кроме того, время от времени появлялись остальные рубрики:

– «Научное разъяснение религиозных вопросов, вызывающих интерес в современном обществе»; – «Религиозные движения в России и за границей»; – «Почтовый ящик: беседы с читателями». Издатель первых двух номеров журнала – Высшее церковное Управление, затем издатель меняется. Им становится Ц ентральный Комитет группы «ЖЦ». Это было следствием борьбы внутри самого обновленческого движения.

Ровно через 70 лет начинается постепенное возрождение печати Русской православной церкви. Конечно, понадобится длительное время для того, чтобы восстановить такую мощную систему периодических изданий, которой когда-то обладала Русская православная церковь. Очевидно также и то, что время внесло свои коррективы и изменило общественные при оритеты, сейчас больший и нтерес вызывает пресса другой н аправленности: деловая, общественно-политическая, даже бульварная. Сказывается и тяжелое финансовое положение церкви, она сейчас не может должным образом финансировать свою печать, поэтому многие из существующих церковных изданий не могут составить серьезной конкуренции газетам и журналам светского характера ни по своему содержанию, ни по качеству. Хотя пусть и трудно, но процесс стано вления печати Русс кой православной церкви все-таки происходит. Изменился, опять-таки в связи с экономическими трудностями, преимущественный тип изданий. Преобладают газеты (и это относится как к центральным изданиям, основной учредитель которых – Московский патриархат, так и к местным, епархиальным изданиям) небольшого формата в 2–4 полосы. Есть и издания многоцветные, выполненные на высоком полиграфическом уровне, но таких немного. Многие издания не имеют подписки.

Одним из учредителей церковных изданий выступает Издательский дом «Хроника», им выпускается официальный орган РПЦ «Журнал Московской патриархии», который с перерывами издается с 1931 года (1931–1935; 1943 и по настоящее время). О 1962 года по 1994 г. его редактором, ' как и Председателем издательского отдела Московской патриархии, являлся митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев). С 1975 года журнал издается также и на английском языке, количество страниц увеличилось с 48 до 80. С самого начала «Журнал Московской патриархии» распространялся по подписке. Журнал практически всегда состоял из пяти разделов: «Официальная часть» – послания и заявления; «Церковная жизнь», «Речи, проповеди», «Статьи», «Из жизни наших епархий». Разделы могут менять названия. Так, «Официальная часть» в 80-е годы делится на две части: «Церковно-общественный отдел», где в основном помещаются обращения Патриарха, отчеты с пресс-конференций и т.п., и «Официальная часть», где публи куются официальные материалы о приемах, поездках,) . визитах . и т.п. высш их церк овных иерархов, в основном Патриарха.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 144
Бесплатно скачать Доклад: Печать русской православной церкви: традиции и перспективы