Доклад: Предмет и задачи социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания
Существует 4 точки зрения, лежащие в основе рассмотрения предмета социальная психология различными авторами:
1) Характеристика индивида как участника социальных отношений (что изменяется в человеке, когда он вклинивается в различные социальные группы)
Пример: На работе человек - жесткий, требовательны, а дома - ведомый. Объектом исследования в таком понимании становится личность в группе (Большинство психологов придерживается этой точки зрения).
2) Социальная психология изучает механизмы социальных влияний на человека (индивида) как участника социального процесса (социальной жизни). Акцент делается на влияние окружающей среды на индивида. Центром считаются механизмы влияния (Этой точки зрения придерживаются социологи и психологи, пришедшие из социологии -> главная проблема - социологизация, очеловечивание рожденного индивида).
3) Предметом социальной психологии является общение между людьми, их взаимодействие (Этой точки зрения придерживается ряд С. Петербургских и Московских авторов отечественной психологии.
4) Предметом социальной психологии является характеристика группы или общностей, как целостных образований.
Социальная психология в системе других наук
Социальная психология возникла на стыке социологии и психологии.
Общая психология изучает общие закономерности человеческой психики. Общую психологию интересует вопрос о влиянии социальной среды на развитие психики. Социальная психология является частью общей психологи, но по особой задаче.
Соотношение социологии и социальной психологии (нормативная академическая сторона): социологию интересует социально-типичное (личность интеллигента личность крестьянина), т.е. обезличенного человека; социологию не интересует конкретная личность: социальная психология должна заняться изучением психических характеристик конкретных людей, входящих в социальную среду; в данную группу.
Современные тенденции
Происходит очевидное сближение социальной психологии с социологией (в последние три десятилетия). 3 объективные причины интеграции социальной психологии и социологии:
1) общие объекты исследования;
2) много общего в методах исследования;
3) достаточно близкое содержание подготовки специалистов (Тарыгин, Ядов, Кон, Здравомыслов, Шерковин, Андреева, Делигенский - социологическая социальная психология) (Шорохова, Кузьмин, Бодолев, Платонов, Петровский и др. - психологическая социальная психология).
В настоящее время есть одна социальная психология, а не две как было раньше. За рубежом интеграция наступила раньше, и была она более интенсивной. Огалвин - программа “Ценности и образы жизни” предложил в этой программе интеграцию социальной психологии и социологических критериев. Психологические референты: отношение к себе, к другим людям и т.д. Благодаря этому программа имеет большой успех -> 2 направления: выборные компании (выборы) и реклама.
II. Социологическая психология становится смежной между социологией и другими науками об обществе. Пример: с политической психологией, экономической психологией, организационной психологией (психологией управления), психологией межнациональных отношений, исторической психологией, юридической психологией.
Не имеют смежной зоны с социальной психологией: физиология на стыке с психологией -> психологическая лингвистика, этническая психология и др.
Социальная релевантность в социологической психологии
Социологическая релевантность - уместность науки, существенность науки (практичность науки), способность научно быть полезной практике.
Необходимо заручиться поддержкой заказчика (официального лица).
2 точки зрения.
1) Социальная психология не должна вмешиваться в социологическую практику. Статус внешнего наблюдения.
2) Социологическая психология должным образом озабочена результатами своей работы, в использовании своих данных.
2 направления
1. Американский практический психолог не может работать, если перед этим не провел экспериментального (в основном лабораторного) исследования, только после этого психолог имеет право применять знания на практике. В 70-е годы в США возникло 2 направления: а) экспериментальное б) практическое.
2. Западно-европейское. Результативная функция, этапы: 1) проблема 2) диагноз 3) план вмешательства 4) осуществление плана вмешательства 5) оценка проблемы.
Изучает:
1. спонтанные процессы (зарождение лидерства)
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--