Доклад: Предпосылки появления журналистики
Потребность в обмене информацией между людьми возникла еще в глубокой древности. Особенно она усилилась после изобретения письменности – могущественного средства общения на дальние расстояния (считается, что письменный текст появился в различных странах за 8 – 6 тысячелетий до н. э.). Обращение к новому типу общения – знаковому письму, связанное с нарастанием сложности в экономических и политических отношениях родоплеменных сообществ, усилилось в период формирования государственности, когда надо было фиксировать товары, налоги, учетные и обменные операции. С образованием государства развиваются устные формы распространения информации, огромную роль играют ораторы, воздействующие на мнение и поведение слушателей. Например, весьма разнились стили выступлений грека Демосфена и римлянина Цицерона. Когда выступал Цицерон, народ ликовал: «Как красиво говорит Марк Тулий!» А когда слышал «филиппики» Демосфена, речи, направленные против македонского царя Филиппа, то кричал: «Войну – Филиппу!» Информацию распространяли и правительственные гонцы, глашатаи, герольды, дьяки, зачитывая послания, реляции, рескрипты, буллы. О пражурналистских явлениях древности ныне напоминают слова «форум» (площадь в Риме), «трибуна» (выборная должность, а затем место произнесения речи), «вече» (собрание у славян, от старославянского веет – совет), и следы этих явлений можно найти в названиях или частях названий газет – «трибун», «курьер», «почта» и т. д. К примеру, в кратком справочнике «Зарубежная печать», изданном в 1986 г., можно найти 19 газет, в названиях которых есть слово «трибуна». Газеты «Трибуна» издаются в Гондурасе, Чехии и т. д.
Но в чрезвычайно больших государствах древности устные формы распространения сведений, актуальные сообщения были малоэффективны и потому всегда шел поиск лучших способов письменного информирования. Античная Греция заимствовала алфавит у финикийцев – торгового народа древнего Средиземноморья. Финикийские купцы передали и опыт монументальной пропаганды: на каменных стелах высекались рассказы о делах правителей, на металле гравировались своды законов. Персидский царь Дарий, как сообщает Геродот, начиная поход в Грецию, поставил «два столба из белого камня, из коих на одном ассирийскими, а на другом эллинскими буквами вырезаны были имена всех народов, коих вел он с собою, а вел он всех, над коими властвовал».
Уже с образованием государства стали писать на покрытых гипсом досках, которые вывешивались на видных местах, использовались папирусные свитки, а также специально обработанная кожа животных – пергамент, названный в честь города Пергама в Малой Азии, где его впервые начали изготовлять во II веке до н. э.
Первые рукописи создавались и хранились так: «остриями типа шила выцарапывали силлабограммы и другие знаки на глиняных табличках, которые затем сушили на солнце. В тех случаях, когда табличек набиралось много, как например, во дворцах, их хранили, подобрав по сериям. Иногда их складывали в корзины или перевязывали в пачки, иногда же складывали в деревянные ящички».
В Древнем Риме для передачи оперативных сведений и новостей использовались стены общественных зданий, которые покрывались белой краской; на площади около дома верховного жреца выставлялись специально обработанные белые прочные доски: на них писали о правительственных распоряжениях, важных государственных новостях, о благоприятных и неблагоприятных днях, об итогах гаданий по полету птиц и т. д. Далее эти дощатые щиты – таблицы – складывались в архив. При Гае Юлии Цезаре с помощью выбеленных досок, выставляемых для всеобщего обозрения, оперативно сообщали о решениях сената. При императоре Августе на досках стали публиковать и светскую хронику. Были и рукописные издания, которые выходили ежедневно и содержали сведения о жизни государства, общественных событиях, войнах, играх и т. д. Созданный по распоряжению Цезаря еженедельник «Комментариус рерум новарум» («Записки о новых событиях») переписывали 300 рабов.
Античная культура вплотную подошла к созданию института журналистики, т. е. регулярного оповещения всего населения о повседневных событиях. Но стены и камни, появившиеся папирусные свитки и дорогостоящий пергамент – это были лишь протогазеты, пражурналистские явления, то есть первичные формы обмена информацией (слишком узкий круг читателей и ограниченность распространения «изданий»). На рубеже Iи II веков новой эры переживает расцвет римская сатира (Ювенал, Марциал, Лукиан). В раннем Средневековье (V – Xвека н. э.) на сознание и поведение воздействует нравоучительные трактаты и проповеди.
Тем временем победное шествие начинает бумага (от итальянского – хлопок): впервые полученная в Китае еще в I – II веках н. э., она оказалась сначала в Японии (VI век), затем уже в X веке арабских купцов попала в Европу, сменив там пергамент, а на Руси – бересту.
В 1320 году возле Майнца (Германия) была основана первая бумажная фабрика, что способствовало широкому распространению искусства гравюры (на дереве вырезался рисунок или текст, потом с деревянной плоскости отпечатывали до сотни экземпляров на отдельных листах). Средневековые рукописи украшают заставки, орнаменты, миниатюры. В ходе Столетней войны (1337 – 1453 гг.) возникают агитационно-пропагандистские воззвания, прокламации, стихотворные и прозаические памфлеты.
Развитие производства, рост товарооборота требовали оперативной передачи новостей, и в крупных городах создаются информационные бюро. Одно из первых было создано в 1530 г. в Венеции, откуда, как уже отмечалось, и пошло в обиход название «газета». «В XVIстолетии на венецианском риальто рядом с лавочкой менялы и золотых дел мастера мы находим особое торговое осведомительное бюро, цель которого заключается в том, чтобы собирать политические и торговые известия, сведения об ушедших и пришедших кораблях, о ценах на товары, о безопасности дорог, а также о политических событиях и продавать их в копиях заинтересованным лицам. Мало того, образуется даже особый цех «scrittorid`avise» (переписчики новостей), которые вскоре появляются в Риме под названием novellantiили gazettanti». Подобные бюро создаются и в других европейских городах.
Но только с изобретением Гутенбергом печатного станка стало возможным обеспечить оперативность передачи информации и давать ее населению в необходимом объеме. Вторая половина XV века ознаменована повсеместным появлением типографий: Италия – 1465г., Швейцария – 1468г., Франция – 1470г., Бельгия, Венгрия, Польша – 1473г., Чехия и Англия – 1482г., Австрия и Дания - 1482г., Швеция – 1483г., Португалия – 1487г.
На Руси письменными документами стали летописи, а эпос бытовал в форме былин и исторических песен. На рубеже XV – XVIвеков творчеством дипломатов Ивана III утверждается светская публицистика. В 1564 году первопечатник Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем выпускает первую печатную русскую книгу «Апостол». Печатный станок становится мощным оружием идеологической и политической борьбы. Иван Грозный борется против мятежного боярства не только с помощью опричников, но и широко используя могущество слова.
Книгопечатное дело особенно поддерживали Борис Годунов и патриарх Иов. В отличие от западных стран, где господствовала частная инициатива, издание книг в России было государственной монополией, причем все книгопечатание сконцентрировалось на московском Печатном дворе. Правда, недолго существовала еще и Верхняя типография в Кремле (1678 – 1783 гг.), организованная для печатания литературных трудов Симеона Потоцкого – наставника детей царя Алексея Михайловича. Первыми печатными изданиями были книги религиозного содержания, но в последней четверти XVIвека начинают появляться и светские издания. Конечно, они не могли заменить собой газету или журнал, призванные освещать важнейшие вопросы современной жизни.
Между первой печатной книгой и первой русской газетой особое место занимают так называемые «Вестовые песни», или «Куранты» (от французского слова «courant» - текущий). «Курантами» обычно назывались голландские периодические органы XVII века («AmsterdamischeCourant» и др.), откуда и было заимствовано название русских рукописных газет.
Из донесений заграничных агентов в Московском Посольском приказе составлялись для царя извлечения, которые с 1621 г. стали именоваться «Курантами». А с 1631 года начали делать выписки из иностранных газет. Известия о сражениях, взятии городов, появлении комет, приемах послов и т. п. в русском переводе заносились на узкие длинные листы бумаги – «столбцы», которые подклеивались один к другому (получался свиток в несколько саженей). Составлялись «Куранты» 2 – 4 раза в месяц в двух-трех экземплярах, прочитывались царю и его ближайшим боярам, а затем отправлялись в приказ Тайных дел, так как считались секретными материалами. Не только отсутствие газеты, но и закрытость, недоступность такого издания, как «Куранты», вело к созданию информационного вакуума, который заполнялся молвой, переносимой странниками, юродивыми, сказителями былин.
Ранние этапы развития прессы
Между тем, в XVII веке печатные газеты возникают во многих странах Европы: Австрии, Голландии, Италии, Франции и др. Рассчитанные на купцов, отвечающие запросам молодой буржуазии, утверждающейся в экономической жизни, они вскоре начинают публиковать и политические новости, превращаются в орудие политической и идеологической борьбы, используемое не только буржуазией, но и феодально-клерикальными кругами. Одним из отражений этой борьбы стали политические памфлеты, порожденные Английской буржуазной революцией XVII века.
Вскоре появились журналы. Первый из них «JournaldesSwavants» («Журнал ученого») вышел в 1655 г. в Париже.
А в России на рубеже XVII – XVIIIвеков Петр I проводит европеизацию страны, в частности: появляется ряд учебных заведений; развивается книгопечатание (с воспитательными целями издаются книги «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению», «Приклады, како пишутся комплименты разные»); вместо церковно-славянской азбуки в 1708 г. вводится гражданский шрифт, упрощающий усвоение грамоты.
15 декабря 1702 года Петр I подписывает указ о печатании «Ведомостей о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах», днем позже он предписывает печатать газеты «для извещения оными о заграничных и внутренних происшествиях». Подшивки петровских «Ведомостей», хранящиеся сегодня в государственном архиве древних актов и Российской национальной библиотеке, начинаются с номера от 2 января 1703 г. (13 января по новому стилю). Выход этого номера стал поводом к установлению с 1991 г. Дня российской печати. В постановлении Президиума Верховного совета РСФСР от 28 декабря 1991 г. говорилось: «Отдавая дань уважения исторической справедливости – выходу первого номера российской газеты «Ведомости» в январе 1703 г. объявить 13 января Днем российской печати». Однако между указами Петра и первым сохранившимся номером «Ведомостей» были еще три газеты: 16 декабря 1702 г. вышли «Ведомости с цесарских писем, присланных через почту в нынешнем 1702 году декабря в 5 день», в этом выпуске русского материала не было вовсе; номер от 17 декабря, рукопись которого была обнаружена через 200 лет – в 1903 г.; 27 декабря вышел «Юрнал (журнал), или поденная роспись, что в мимолетную осаду под крепостью Нотебурхом чинилось сентября с 26 числа в 1702 году», текст его содержал описание осады Нотебурга. Очевидно, законодатели исходили из того, что издания, вышедшие 16, 17 и 27 декабря не в полной мере отвечали требованиям Указа Петра ни по названию газеты, ни по содержанию (русский отдел появился в номере от 2 января, названном «Ведомостями»). Слово «газета» ничего не говорило русскому человеку, а «ведомость» (от «ведать» - знать) было всем понятно. А поскольку печатное издание дает не одну весть, а несколько, то название «Ведомости» закрепилось за новым изданием и закрепилось надолго. В номере от 2 января 1703 г. сообщалось, что «на реке Соху близ Казани нашли много нефти и медной руды», что «индийский царь прислал в дар великому государю нашему слона», что «в математической штурманской школе больше 300 человек учатся», «повелением его величества школы умножаются, и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили».
Петровские «Ведомости» не имели еще постоянного наименования. Если комплект издания за 1704 г. был украшен особым титулом, наиболее полно обозначившим содержание и характер газеты («Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах. Начаты в лето от Христа 1704 от генваря, а окончены декабрем сего же года»), то в последующем отдельные номера получали разные названия – «Ведомости Московского государства», «Ведомости московские», «Российские ведомости», а иногда заглавием становилось определение напечатанного в газете официального документа: «Реляция», «Подлинное доношение».
С 1727 года издание «Ведомостей» приняла на себя Академия наук. Газета стала именоваться «Санкт-Петербургскими ведомостями» (в советское время именовалась сначала «Петроградской правдой», затем до сентября 1991 г. – «Ленинградской правдой», после чего вернулась к первоначальному названию – «Санкт-Петербургские ведомости»). Первым редактором (с 1727 по 1730 г.) был Г. Ф. Миллер, который подбирал материалы для каждого номера газеты, переводил иностранные известия, черпая из заграничной прессы, читал корректуру и следил за выпуском номеров в свет. Миллер приехал в Россию из Германии в 1725 г., был зачислен студентом Академии наук и одновременно начал преподавать латинский язык, историю и географию в академической гимназии, а в 1748 – 1750 гг. работал ректором Санкт-Петербургского университета.
Правда, в 1727 г. Миллер печатал газету на немецком языке, а с 1728г. одновременно шли немецкий текст и рядом русский перевод. Первый номер «Санкт-Петербургских ведомостей» за 1728 г. был отпечатан на четырех страницах в четвертую долю листа, остальные выходили в том же формате. На первой странице под заголовком газеты помещался виньет, изображавший двуглавого орла с цепью ордена Андрея Первозванного. Ниже следовала дата издания. Содержанием номера явились известия из Гамбурга, Лондона, Вены, Берлина, Рима, Парижа и других европейских городов, а также придворная хроника - сообщения о поздравлениях государя с новым годом, о производстве в чинах и награждениях офицеров и штатских лиц. На протяжении всего XVIII века «Санкт-Петербургские ведомости» продолжали выходить дважды в неделю. Кроме того, газета имела «Суплемент» (от латинского – добавление, дополнение.) – 12 номеров, в которых печатались разнообразные дополнительные материалы, например, парламентская речь английского короля, манифест короля шведского, указы об изъятии гривенников 1726 и 1727 гг., о вывозе товаров в Ригу и Ревель и т. д. В течение года было издано в качестве приложений четыре реляции – о въезде Петра II в Москву, о его коронации и о похоронах царевны Анны Петровны. Вскоре к иностранным и внутренним известиям добавились объявления о торгах, подрядах, продажах, о выходе новых книг, театральных спектаклях и т. д.
Первый журнал появился в России в январе 1755 г. и просуществовал десять лет. Это было издание Академии наук, которое называлось «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие», и выходило тиражом в 2000 экземпляров. На страницах журнала, редактором которого стал все тот же Г. Ф. Миллер, выступали видные писатели того времени – А. П. Сумароков, В. К. Тредиаковский, М. М. Херасков и другие.
Более полувека правительство непосредственно и через Академию наук держало монополию на печатное слово, и только в конце
1750-х гг. в качестве издателей появляются частные лица.
Но самое удивительное в истории журналистики – это деятельность Н. И. Новикова. Его журнал «Трутень» (появился 1 мая 1769 г.) резко ополчается на лихоимство, ханжество, невежество, внешнюю европеизацию дворянства, ложно понимаемое воспитание и образование молодых людей. Название новиковского журнала и эпиграф на титульном листе: «Они работаю, а вы их труд ядите», взятый из притчи Сумарокова «Жуки и пчелы», раскрывали основную идейную направленность «Трутня».
Приоритет журнала над газетой был обусловлен несколькими причинами:
а) цензура давала возможность говорить о прошлом, но не о текущих событиях;
б) не было надежных средств быстрой транспортировки издания;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--