Доклад: Происхождение и классификация форм государства Аристотелем
Аристотель 384-322 гг до н.э.
Труды “Политика”, “Афинская полития”;
Платон мне друг, но истина дороже.
Основатель Ликейской школы.
Аристотель воспитывал Александра Македонского, на эту должность его пригласил царь Филипп II. Идеи Аристотеля послужили идеями для Македонского.
Идеи:
Политика - наука о высшем благе человека и государстве. Цель политики - достижение счастья и благосостояния государства и человека.
Социум - основа политики и государства. Государство и др. социальные явления - естественные, а поскольку это так, то подходить к исследованию государства, политики надо исходя из естественных потребностей человека. А потому государство происходит из-за общения. Такие явления и приводят к возникновению государства.
на первом этапе - семья,
на втором - род,
на третьем - государство.
Аристотель говорит - человек по природе своей существо политическое. Однако гос-во это не только вопросы предотвращения взаимных обид. По его мнению, гос-во появляется тогда, когда образуется общение между другими родами и семьями ради благой жизни. Но общаться могут граждане государства (свободные люди). Аристотель говорит - варвар и раб не равны человеку, поскольку возможно общение только свободных людей. Рабство - естественно и неизбежно, как и другие социальные явления. Раб - это разумное сочетание ума и физической силы. (Раб - instrumentum vocale - говорящееорудие.)
Не согласен с Платоном в отношении собственности. По мнению Аристотеля - общность в гос-ве недопустима, поскольку частная собственность коренится в природе человека. Он по своей природе готов обладать теми или иными благами жизни.
Аристотель считает, что для государства опасно иметь как чрезмерно богатых, так и бедных людей. Он говорит, что надо урегулировать отношения собственности. С одной стороны устранить чрезмерное богатство, с другой не допускать бедности. Уравнивание возможно лишь на определенном среднем уровне. Если богатых низвести до уровня бедных они станут источником смут. Следует стремиться к среднему, но для этого предварительно посредством законов необходимо воспитать граждан и подготовить их к таким порядкам. Говорит - величайшие преступления совершаются из-за стремления к избытку, а не из-за предметов первой необходимости. Люди должны обладать собственностью, людям надо больше, их вожделения беспредельны.
Средний гражданин - опора порядка. При приоритете общей цели должно быть усиленное влияние гос-ва. Определенная часть собственности может быть общей, но использоваться она должна для блага всех. Богатство не рок, а бедность - источник возмущений и преступлений. Аристотель подчеркивал вопросы связанные с оформлением такого государства и высказывался о формах государства.
Выделяет 2 критерия:
1. количественный подход - кол-во людей, участвующих в правлении. (правление одного - тирания, правление немногих - олигархия, правление большинства - демократия; власть большинства он характеризует как политию и правление большинства - имеется виду представителей среднего строя.)
2. правильные и неправильные формы - если гос-во стремится к общей пользы, то правильное (монархия, аристократическая форма (немногих лучших, полития ), если на удовлетворение своих интересов - неправильная (тирания, власть немногих богатых - олигархия, демократия - власть многих неимущих, заботящихся о собственной выгоде)
Лучшей формой для Аристотеля является смешанная форма, он смешивает 2 формы - олигархию и демократию. Лучшая форма - полития. Т.е., когда богатые и благородного происхождения граждане могут поделиться своим богатством.
1 власть - законосовещательная
2 власть - управления
3 власть - судебная.
Тогда, когда это будет, богатые и бедные перестанут существовать. Вместе с тем данная демократия должна обеспечиваться имущественным цензом. В демократиях, где власть отдается законам, - власть принадлежит демагогам.
Государства должны возникать в результате грамотного правления, которое могут осуществить только лица со средним достатком, опирающиеся на закон. Гос-во из средних людей будет иметь наилучший строй. Средние не стремятся к чужому добру как бедняки, но никто них и не посягает, потому жизнь протекает в спокойствии. Должности в гос-ве должны как выбираться, так и защищаться. Хоть выборы и естественный процесс, гос-во должно контролировать лиц находящихся у власти.
Государство создается не для того чтобы жить, а чтобы жить счастливо. Вот тогда государство - это совершенный союз свободных людей.
Государство - это там, где добродетельное воспитание, справедливые законы, соответствующее место и климат. Должна быть обеспечена свобода. Свобода - там, где все по очереди подчиняются и управляют, где каждый живет как захочет в рамках закона.
Закон это выраженная политическая справедливость и он отождествляет и закон и право. При применении закона необходимо учитывать не букву. А смысл, тогда закон обеспечит равенство и участие всех в управлении государства. И осуществлении правления приоритет отдается закону а не человеку. Кто требует, чтобы властвовал закон - требует чтоб властвовало божество и право. Люди подвержены слабостям и аффектам. Закон - мерило способное обеспечить стабильность.
Граждан следует приучать к выполнению и исполнению законов. По его мнению допустима систем наказаний. Цель - заставить следовать добродетели. По его мнению законопослушными могут стать граждане если применять воспитание, обучение, систему наград и наказание. Наказание - это лечение, а лечение производится противоположным приятному.
Задачи наказания - общая превенция, исправление и удаление. Допускается изгнание. Наказание это восстановление справедливости. Но месть недопустима. Также различает умышленные, неумышленные и т.д.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--