Доклад: Психологизм в русской литературе
# 1. ТИП. ХАРАКТЕР. ЛТЧНОСТЬ. СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПЕРСОНАЖА.
Писатель, уделяющий особое внимание среде, социальным мотивам поведения,
создает характкры-типы (Гоголь: вещи, окружающие персонажа, несут отпечаток
его души). Мир героев Гоголя механичен, поэтому активен рассказчик. Это
примета натуральной школы (Некрасов, Даль, Тургенев).
Однако уже у Тургенева - осложненные характеры, социально-психологические
типы ("Хорь и Калиныч").
В дальнейшем (Достоевский, Толстой) социальное играет подчиненную роль,
главное внимание - на показ тайников души; микромир человека берется в
единстве и взаимосвязи с объективным бытием. "Психологическая реальность".
Писателей теперь интересует не столько характер, сколько личность,
общечеловеческая природа индивидуальности.
Характер - внешняя сторона личности, а личность надалена не только
сознанием, но и самосознанием, способностью развиваться , даже выходить из
под контроля автора (Базаров, Раскольников, Анна Каренина и т.д.).
Самосознание - свойство зрелой личности. Это часть мироощущения и
миропонимания, обращенная на себя. Чем интенсивнее мыслительные процессы,
тем сильнее рефлексия (мышление, развернутое на себя), осмысленнее и
самооценка своего внутреннего мира.
Структура сомосознания:
1) САМОПОЗНАНИЕ. В детстве мир человека нерасчлененный, он слит с его
собственной жизнью. По мере развития рефлексии - понимание, что мое "Я" -
лишь часть этого мира, и наконец - "различение" себя и мира.
2) САМООТНОШЕНИЕ - эмоционально-ценностное отношение к себе и к тому, что
человек узнает о себе (самокритичность, обидчивость, совестливость,
самолюбие). В этих самооценкох отражается значимость личности для себя
самой.
3) САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ - самоконтроль личности.
В философии независимость личности, "самозаконность" - связана с
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--