Доклад: Психологизм в русской литературе

# 1. ТИП. ХАРАКТЕР. ЛТЧНОСТЬ. СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПЕРСОНАЖА.

Писатель, уделяющий особое внимание среде, социальным мотивам поведения,

создает характкры-типы (Гоголь: вещи, окружающие персонажа, несут отпечаток

его души). Мир героев Гоголя механичен, поэтому активен рассказчик. Это

примета натуральной школы (Некрасов, Даль, Тургенев).

Однако уже у Тургенева - осложненные характеры, социально-психологические

типы ("Хорь и Калиныч").

В дальнейшем (Достоевский, Толстой) социальное играет подчиненную роль,

главное внимание - на показ тайников души; микромир человека берется в

единстве и взаимосвязи с объективным бытием. "Психологическая реальность".

Писателей теперь интересует не столько характер, сколько личность,

общечеловеческая природа индивидуальности.

Характер - внешняя сторона личности, а личность надалена не только

сознанием, но и самосознанием, способностью развиваться , даже выходить из

под контроля автора (Базаров, Раскольников, Анна Каренина и т.д.).

Самосознание - свойство зрелой личности. Это часть мироощущения и

миропонимания, обращенная на себя. Чем интенсивнее мыслительные процессы,

тем сильнее рефлексия (мышление, развернутое на себя), осмысленнее и

самооценка своего внутреннего мира.

Структура сомосознания:

1) САМОПОЗНАНИЕ. В детстве мир человека нерасчлененный, он слит с его

собственной жизнью. По мере развития рефлексии - понимание, что мое "Я" -

лишь часть этого мира, и наконец - "различение" себя и мира.

2) САМООТНОШЕНИЕ - эмоционально-ценностное отношение к себе и к тому, что

человек узнает о себе (самокритичность, обидчивость, совестливость,

самолюбие). В этих самооценкох отражается значимость личности для себя

самой.

3) САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ - самоконтроль личности.

В философии независимость личности, "самозаконность" - связана с

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 165
Бесплатно скачать Доклад: Психологизм в русской литературе