Доклад: Развития Росийско-украинского пограничья

Теория исследования государственной границы - одно из традиционных направлений политической географии. Однако степень изученности и развития данной сферы довольно невысока, что обуславливается многочисленными и не всегда решаемыми проблемами, возникающими на пути исследователей-лимологов.

С методологической точки зрения до сих пор не разработана методика комплексного описания как линейных объектов вообще, так и государственной границы в частности, что является необходимым атрибутом для качественного сопоставления различных участков границы в рамках одной и между разными странами. Необходимо выработать стандартный набор качественных и количественных характеристик и параметров оценки участков границы.

Граница между различными типами регионов в географическом, историческом, социокультурном, экономическом, информационном и других пространствах замыкаются на более высокой по своему статусу, государственной границе, хотя и не всегда совпадают с ней. В этой многополярности и заключается основная сложность исследования государственных рубежей.

Вопрос о границах требует ясных представлений не только о понятии, свойствах и функциях самих границ, но и о районе, который она обрамляет. ‘Это связано прежде всего с тем, что понятие границы является вторичным от понятия района и его нельзя рассматривать вне содержания того пространственного образования, которое он оконтуривает’ (Шувалов, 1979г.). ‘По своей географической фундаментальности категории ‘граница’ и ‘район’ могут быть поставлены на один уровень. В сущности, правильнее говорить о двуединстве этих понятий, поскольку ни район без границ, ни границы без района немыслимы’ (Полян, 1982г.).

Таким образом, исследуя государственную границу, нельзя не рассматривать приграничные территории.

Приграничные территории - это территории государства, прилегающие к государственной границе, выполняющие особые приграничные функции и обладающие в связи с этим специфическими особенностями. Главным фактором, обуславливающим специфику приграничья, является его географическое положение

Составляющие пограничного пространства находятся между собой в тесной связи, различном сочетании и соотношении. Их совокупность определяет общую характеристику пограничных районов, их параметры и свойства.

Географический контур пограничного пространства представляет прежде всего полосу местности, пролегающую вдоль линии границы по обе её стороны. На континентальной части периметра страны географическая плоскость пограничных территорий предопределяется социально-экономической ситуацией в каждом конкретном регионе, через который проходит граница. Иными словами, пограничные пространства в географической плоскости как бы имеют некую ‘тень’, территориальную конфигурацию, в пределах которой этот феномен существует как явление.

Параметры пограничных территорий включают в себя размеры (протяженность, ширину) и насыщенность. Если размеры морских пограничных пространств имеют относительно устойчивые значения, то ширина континентального приграничья в силу своей социально-экономической неоднородности и изменчивости не везде одинакова и постоянна.

Помимо этого, в любом региональном пограничном пространстве ширина каждого его конкретного компонента (политического, экономического и др.) может иметь свои значения. Так, например, на отдельных участках границы пространство реального приграничного торгово-экономического сотрудничества может не совпадать с размерами района исторически сложившихся культурно-исторических связей приграничного населения соседних стран. Таким образом, ширина экономической составляющей приграничной территории может существенно превосходить соответствующие размеры её политической компоненты.

Таким образом, основной проблемой при разработке приграничной региональной политики является выделение объективной пограничной полосы. Анализ приграничных территорий на трех уровнях, как это принято в теории политической географии, достаточно формален и акцентирование на одном из этих уровней, не воспроизводит реальную ситуацию приграничных процессов. Макроуровень, т.е. субъект федерации как единица приграничной региональной политики, слишком велик, микроуровень – слишком мал. Руководство некоторых областей выступает категорически против каких-либо преимуществ непосредственно для примыкающих к границе городов и районов, ссылаясь на то, что в связях с соседями широко участвуют субъекты хозяйственной деятельности на всей территории района. Казалось бы, что мезоуровень – наиболее подходящий объект приграничной региональной политики, но наш взгляд, пограничная зона несколько шире и включает в себя не один приграничный район. Еще одна сложность заключается в неодинаковых размерах пограничной полосы. Для того чтобы определить ее реальную величину, необходим комплексный анализ большого количества разнообразных количественных показателей. Однако доступ к информации на уровне административных районов осложняется отсутствием показателей в общедоступных статистических сборниках на данном территориальном уровне.

Другим параметром пограничной территории является насыщенность. Как в целом пограничное пространство, так и его отдельные составляющие характеризуются неодинаковыми объёмом и интенсивностью присущих им процессов и явлений, происходящих в различных их частях. Как правило, наиболее значительное их проявление отмечается вблизи границы, и по мере удаления от неё они ослабевают, утрачивают свою пограничную специфику. Таким образом, насыщенность пограничного пространства характеризуется плотностью и интенсивностью происходящих в нем процессов и явлений.

Установлено, что чем значительнее фактор границы (её барьерные свойства), тем меньше ширина и насыщенность пограничного пространства, и наоборот. В пределе (как, например, было в СССР) уровень изолирующих свойств межгосударственной границы может быть настолько высок, что она приобретает характер “железного занавеса” и тем самым исключает всякие признаки пограничного пространства (Кудияров, 1996).

Любая пограничная территория является следствием различий и пересечения двух соприкасающихся систем (соседних государств). При этом пограничье представляет собой область, где такие различия нивелируются, образуя зону со специфическими свойствами, присущими как одной, так и другой стороне.

Исходя из сущности, свойств, функций государственной границы и приграничных территорий можно выделить несколько классификаций приграничья:

1.Свойства и функции границ определяют тип приграничной территории. Так, например, государственная граница, обладающая ярко выраженными барьерными функциями, обуславливает пониженную активность приграничного сотрудничества, отсутствие стабильных производственных, торговых, социальных и культурных связей между пограничными территориями. Такие территории могут быть отнесены к ‘закрытому’ типу приграничных районов. При значительных контактных свойствах границы, пограничные территории обладают существенным потенциалом для развития приграничного сотрудничества, создания СЭЗ. Такие территории могут быть отнесены к ‘открытому’ типу приграничных районов.

2.Классификация приграничных территорий по контрастности сопредельных районов (природным условиям, плотности населения, этнических особенностей, социально-экономического уровня развития, политической формации и др.).

3.Возможна классификация приграничных территорий по их комплементарности (взаимодополняемости отраслевой структуры и др.).

4.Классификация по типу взаимоотношений между приграничными территориями соседствующих стран: конкуренция, симбиоз, нейтрализм.

Опыт исследования приграничных территорий позволяет выявить несколько главных тенденций в изучении приграничья. Основные направления связаны, прежде всего, с формированием зон приграничного сотрудничества (зоны приграничной торговли, СЭЗ), анализом транспортной контактности пограничных территорий (транспортные переходы и терминалы), а также с изучением и решением этнополитических конфликтов и специфической приграничной преступности.

Границы России с бывшими республиками СССР, а теперь уже независимыми государствами представляют особый весьма специфический случай. Во-первых, на многих участках они не обладают убедительными признаками как естественного, так и исторического, в том числе этноареального, предела. Во-вторых, они почти нигде не демаркированы и не поддаются в полном объеме государственному регулированию. А в-третьих, - и это, пожалуй, самое главное, - самовосприятие русскоязычных и их преимущественно этнокультурное восприятие другими оказываются мощным препятствием на пути трансформации границы из теоретической в реальную.

Российско-украинская граница представляет собой очень интересный объект исследования, поскольку является реальной непрозрачной границей между двумя самыми близкими, и совсем недавно “поссорившимися” в таможенном отношении, славянскими народами. Интересно, что таможенный характер как белорусско-украинской, так и белорусско-российской границы более прозрачен и менее проблематичен.

Характер пограничных отношений и жизнь в приграничных районах определяется, по Колосову В.А., тремя составляющими:

- отношений на уровне государств, регламентируемых их столицами, исходящими из общенациональных интересов;

- отношение каждого приграничного региона со своей столицей, его места в национальной экономической и политической системе;

- межгосударственных "прямых" (минующих столицы) связей между сопредельными приграничными территориями, определяемых местными администрациями, исходящими из своих локальных интересов и возможностей.

Однако существенно больший вес имеет, естественно, первая компонента.

Колебания в развитии двусторонних отношений, недружественные акции как с украинской, так и российской стороны, вопрос Черноморского флота, попытка украинской стороны освободиться от ответственности за долги по поставкам энергоносителей и неурегулированность платежей за них, проблема Крыма, - все это никак не благоприятствовало оформлению либерального пограничного режима.

Россия давно предлагает Украине более открытые формы пограничного сотрудничества, в том числе по опыту других стран СНГ. Однако не только украинский Госкомитет по делам охраны границы, но и сам президент Л.Кучма высказываются против термина "прозрачность границ". Украина не согласилась с созданием Объединенного командования для охраны внешних границ стран СНГ, ссылаясь на то, что участие в наднациональных структурах противоречит украинскому законодательству. В будущем Украина считает возможным присоединиться к российско-белорусскому таможенному союзу через заключение сначала договора о свободой торговле с Белоруссией, но в настоящее время речь об этом пока не идет. С российской же стороны, необходимость такого соглашения, а также выгоды как для той, так и для другой стороны очевидны.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 131
Бесплатно скачать Доклад: Развития Росийско-украинского пограничья