Доклад: Родовидовые определения. Правила определения понятий
Большинство явных определений принадлежит к числу родовидовых, т.е. определений через ближайший род и видовое отличие. Понятия ближайшего рода и вида были введены нами в конце § 3 при обсуждении операций обобщения и ограничения. Осталось пояснить понятие видового отличия.
Видовым отличием будем называть признак, при помощи которого из данного рода выделяется некоторый его вид.
Теперь у нас есть все необходимое для того, чтобы определить понятие родовидового определения.
Родовидовым назовем определение через род и видовое отличие.
Родовидовое определение имеет следующую структ уру:
А= df В и С,
где А — определяемое понятие, а В и С — определяющее понятие, В обозначает род, а С— видовое отличие.
Пример. В знакомом нам определении: «Преступление есть предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние», роль А играет понятие «преступление», В— «деяние», а С— «предусмотренное уголовным законом общественно опасное».
Родовидовые определения теснейшим образом связаны с операциями обобщения и ограничения, при помощи которых можно описать процесс изобретения (реального) определения.
(0) Нам дан исходный образ понятия, исходное представление о его содержании и объеме, как правило, неполное и неточное.
(1) Обобщение: мы ищем для данного понятия родовое понятие. Например, для понятия стула — «предмет мебели», для понятия преступления — «деяние», для понятия «понятие» — «мысль» и т.п.
(2) Ограничение: мы выделяем из найденного родового понятия видовое при помощи отчетливых признаков.
Правила определения
1. Правило соразмерности.
Прежде, чем описать, в чем заключается это правило, продолжим нашу историю о знаменитом платоновском определении человека. Дело в том, что Древняя Греция была родиной критической традиции, и, как правило, ни ученым, ни философам ни одно упущение не сходило так просто с рук. Сразу же сбегались коллеги и указывали им на ошибку. Так получилось и с данным Платоном определением человека. На одно из заседаний Академии пришел не менее знаменитый, чем Платон, Диоген Синопский и со словами «Платон, вот твой человек!» бросил к ногам Платона ощипанного петуха.
Действительно, ощипанный петух — существо двуногое и бесперое. Таким образом, по определению Платона выходит, что это — человек.
Конечно, Платон не мог согласиться с таким истолкованием своего определения человека. По-видимому, без особых раздумий он дополнил свое определение еще одним признаком: человек — существо двуногое, бесперое, с широкими ногтями. Действительно, у ощипанного петуха нет широких ногтей! Какова логическая мораль этого анекдота? Что продемонстрировал Диоген изумленной Академии? Простую вещь: определение Платона не соответствует правилу соразмерности. Так в чем же заключается правило соразмерности?
В правильном определении объемы определяемого и определяющего понятий должны совпадать.
Или, если воспользоваться нашей терминологией из предыдущего параграфа, определяемое и определяющее понятие должны быть равнозначными. Следовательно, для проверки правильности определений можно применить процедуру устано вления равнозначности понятий, описанную в § 2.
С правилом соразмерности связаны две возможные ош ибки:
а). Слишком широкое определение.
Определение называется слишком широким, если объем определяемого понятия является частью объема определяющего понятия.
Пусть А — определяемое понятие, В — определяющее.
На кругах Эйлера ошибка «слишком широкое определение» будет выглядеть так:
Пример. Автократия — это форма правления, при которой государственная власть сосредоточена в руках одного лица.
Здесь совершена ошибка слишком широкого определения, ибо государственная власть может быть сосредоточена в руках одного лица полностью или частично. Говорить о некоторой форме правления, как об автократии (т.е., по-русски, самодержавии) можно только тогда, когда верховная государственная власть полностью сосредоточена в руках одного лица. Под наше Первоначальное определение автократии подходят и другие виды монархии, например, конституционная монархия, в которой госуд арственная власть частично сосредоточена в руках одного лица. Поэтому, чтобы выполнить правило соразмерности, автократию следует определить как монархию, при которой государственная власть полностью сосредоточена в руках одного лица.
Как мы уже видели, ошибку «слишком широкое определение» совершил и Платон в своем определении человека, действительно, если А — «человек», а В — «двуногое и бесперое животное», то получим следующую картинку:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--