Доклад: Роль искусства в лечении умственно отсталых детей

Введение

На протяжении всей истории специальной психологии и коррекционной педагогики исследователи искали методы, сочетающие в себе высокую диагностическую и коррекционную направленность. Уже в начале XX века психиатры и психологи выделяли изобразительную деятельность в качестве одного из важнейших средств в диагностическом инструментарии. Гораздо позднее она начала использоваться в коррекционных целях.

Умственно отсталые дети — наиболее многочисленная категория аномальных детей. Они составляют, по данным Всемирной организации здравоохранения, примерно 1-3 % от общей детской популяции. Главной задачей обучения и воспитания умственно отсталых детей является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений.

Изобразительная деятельность является одной из форм усвоения ребенком социального опыта. В процессе создания рисунка дети овладевают знаково-символической системой координат, специфичной для выражения отношений предметного мира, а также человеческих чувств. Специально организованная изобразительная деятельность должна отражать весь спектр социально-личностных потребностей ребенка, влиять на становление личностных качеств и социальную компетентность.

Особенно актуален такой подход к воспитанию и обучению детей с интеллектуальными нарушениями. Эти дети выпадают из ситуации общечеловеческого социального и культурного развития. У них затруднено использование традиционной «взрослой» культуры в качестве источника развития специфических человеческих способностей и способов деятельности. В результате нарушаются условия врастания ребенка в культуру, приобщения к культурному опыту человечества.


Среди различных видов деятельности (учебная, трудовая, игровая) умственно отсталые дети выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной. Особенно любимым является рисование. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения оно приближается к игре.

Изобpазительная деятельность детей со сниженным интеллектом, в отличие от ноpмы, имеет свои специфические особености, котоpые были детально изучены отечественными (И.И. Будницкая, А.H. Лозовая, В.С. Мухина) и заpубежными учеными (М.Д. Баpтлет, П. Лайт, К. Маховеp).

Рисуночная деятельность детей с pазличными фоpмами задеpжки психического pазвития (ЗПР) имеет свои особенности. Главное, что отличает их от ноpмально pазвивающихся детей - некотоpое запаздывание пеpехода стадий pазвития pисунка и более выpаженная воспpиимчивость к обучению изобpазительной деятельности по сpавнению с ноpмально pазвивающимися свеpстниками. Дети с ЗПР пpоявляют большую активность в pисовании, пpедпочитают этот вид деятельности дpугим фоpмам детской активности, поэтому пpи систематическом обучении такие дети могут овладеть техникой pисования, Следует отметить, что на эффективность обучения изобpазительной деятельности детей с ЗПР оказывают влияние индивидуальные особеннности pазвития каждого конкpетного pебенка, обусловленные дефектом: чем глубже задеpжка pазвития, тем менее выpажен пpогpесс в pисовании. Рисование детей с отклонениями в pазвитии имеет достаточно четкие хаpактеpистики в зависимости от вида дефекта. Это дает основание использовать детские pисунки как сpедство диагностики задеpжек и отклонений умственного pазвития pебенка.

Одна из задач обучения детей с ЗПР – насыщение их рисунков предметным, смысловым содержанием. У таких детей особую роль играет эмоциональная включенность.

Без коррекционной направленности обучения специальная педагогика фактически не может существовать, поскольку она лишается своей основной специфики. В связи с этим все вопросы обучения в специальных детских учреждениях рассматриваются в аспекте основных дидактических принципов и осуществлении коррекции.

При применении принципа сознательности и активности обучения используются различные приемы и способы, позволяющие стимулировать познавательную деятельность учащихся, способствующие восприятию, запоминанию, сохранению, переработке учебного материала, его самостоятельному анализу и обобщению и последующему применению.

В школе для умственно отсталых детей учитель последовательно руководит мыслительной деятельностью учащихся, постоянно побуждает их к выполнению тех или иных заданий, оставляя без помощи лишь на короткое время, постепенно приучая к самостоятельности, путем подбора задач и постановки вопросов, требующих активного подхода к ним.

При использовании принципа наглядности обычно акцентируются приемы, объединяющие чувственное и рациональное познание. Большое внимание при этом уделяется вербальным средствам. Существенно значение придается не только речи учителя, которая должна быть четкой и немногословной, но и речи самих учеников. При работе с наглядными пособиями имеется в виду коррекция своеобразных черт зрительного восприятия, свойственных умственно отсталым детям, таких как замедленность, узость, недостаточная активность, слабая дифференцированность.

Реализация принципов научности, систематичности и доступности требует четкого соответствия между изучаемым материалом и познавательными возможностями детей. В школе для умственно отсталых детей вся система предлагаемых ученикам знаний значительно упрощена. Объем учебного материала резко сокращен за счет исключения теоретических предпосылок и сложных правил.

Принцип прочности предполагает работу, направленную на закрепление знаний, на включениеих в определенные системы, на использование различным образом организованных повторений пройденного. Всегда имеются в виду вариативные повторения, дающие возможность более глубоко понять учебный материал и закрепить его в памяти. Большое внимание уделяется развитию произвольной памяти и обучению детей способам логического запоминания. Широко применяется принцип сравнения.

При обучении детей с отклонениями в развитии большое значение имеет принцип индивидуального подхода к учащимся, который реализуется на всех этапах работы с детьми. Выполнение этого принципа требует от учителя знаний об особенностях, присущих каждому ребенку.

Крайне важен и дифференцированный подход к группам детей, обучающимся в одном и том же классе, объединенным на основе типологических особенностей познавательной деятельности, учета уровня и темпа их обучаемости.

При коррекционно-педагогической работе средствами изобразительной деятельности у детей необходимо учитывать следующие принципы:

- формирование у детей представлений о том, что любое изображение — это отражение реальных предметов окружающей действительности и социальных явлений;

- учет закономерностей развития изобразительной деятельности в норме и учет особенностей становления изобразительной деятельности у детей с различными отклонениями в развитии;

- тесная взаимосвязь изобразительной деятельности с различными видами детской деятельности — предметной, игровой, трудовой и общения;

- актуальность социальной направленности изобразительной деятельности при отборе методов, приемов и содержания обучения;

- эмоциональная включенность ребенка в процесс создания изображений на всех этапах обучения;

- развитие всех сторон речи как составная часть процесса формирования изобразительной деятельности;

- процесс созданий изображений немыслим без воспитания у детей эстетической культуры и художественной выразительности.

Коррекционные занятия по рисованию способствуют тому, что:

1) у детей формируются навыки наблюдения;

2) совершенствуются приемы обследования изображаемого объекта;

3) дети овладевают специфическим восприятием – умением видеть предмет целостно, в единстве его свойств;

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 154
Бесплатно скачать Доклад: Роль искусства в лечении умственно отсталых детей