Доклад: С чего начинается харизма
Харизма проявляется в определенных условиях, при исчезновении которых она снижается и пропадает. Проявление харизмы осуществляется по алгоритму. Для его запуска она должна быть востребована ситуацией, подпитываться энергией и восприниматься другими людьми.
Георгий Яковлевич Кропин, тренер-консультант, специализирующийся на выработке имиджа и харизмы.
В последние годы в отечественной практической психологии управления психологи и деловые люди часто говорят о харизме как важном факторе профессиональной успешности работника. Обсуждение проблемы харизмы имеет три основных этапа:
1) признание необходимости наличия харизмы у политических и религиозных лидеров;
2) выделение фактора харизматичности как одного из условий эффективного управления персоналом;
3) определение харизмы как одного из профессиональных требований для специалиста, работа которого связана с воздействием на других людей (продажи, консалтинг, обучение, воспитание, журналистика).
Идут споры о том, позитивно или негативно харизма влияет на эффективность профессиональной и управленческой деятельности. Дискутируется также вопрос о том, является ли харизма врожденным качеством человека или же ее можно целенаправленно и осознанно развивать, «разогревать».
«Харизма — это влияние, основанное на свойствах личности человека, и его способность привлекать к себе сторонников». Власть харизматического лидера основана на эмоциональном и безусловном доверии людей к нему (М. Вебер).
В числе характеристик харизматической личности называются такие:
личное обаяние;
способность к трансляции энергии, заражению энергией других людей, воодушевлению их на выполнение определенных действий и поступков;
уверенная манера, способность владеть собой и ситуацией;
независимость и самостоятельность в решениях и поступках;
позитивное восприятие восхищения других людей;
хорошие риторические способности, умение говорить точно и лаконично по типу всем понятных лозунгов;
впечатляющая внешность или отдельная черта внешности.
Характеристики людей, подпадающих под влияние харизматического лидера, состоят в следующем (по З. Фрейду):
наличие у людей чувства общности, консолидированности, родства, братства;
ощущение людьми серьезной трудности или опасности, перед которой все равны (опасность для всех);
способность людей идентифицировать лидера со своим Я-идеалом («строгого, но справедливого отца-руководителя», «отца нации»);
признание за лидером неких экстраординарных, выдающихся способностей, которых нет у них;
сниженная самооценка, некоторая неуверенность в себе, тревожность, ограниченное себялюбие.
Вряд ли можно сомневаться в том, что у человека существует особая предрасположенность и одаренность к проявлению харизмы, хотя бы на том основании, что ее проявление предполагает наличие у человека незаурядной энергии и выносливости.
Но имеет место и тот факт, что харизма специалиста или руководителя реально проявляется в определенных условиях, и при исчезновении этих условий она снижается и пропадает.
Другими словами, чтобы феномен харизмы проявлялся, она должна быть востребована ситуацией, подпитываться энергией лидера и восприниматься людьми, на которых направлено ее «излучение».
Использование ситуации в проявлении харизмы осуществляется по такому алгоритму.
1. Постановка негативного диагноза или негативная оценка ситуации («все плохо»), а также описание недостатков и нерешенных проблем.
2. Описание должно фактически совпадать с реальной ситуацией, но эмоционально драматизировать ее.
3. Выделение людей, ответственных за нерешенные проблемы, трудности и недостатки («образ врага»).
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--